Заказать обратный звонок +7 (48762) 7-37-08 +7 (48762) 7-36-44
Учебно-консультационный центр аварийно-спасательных формирований
 

Вопросы и ответы

Локализация аварий

Здравствуйте!
     Ситуация следующая: на объекте транспортируются опасные вещества ж/д транспортом: дизельное топливо, азотная кислота, серная кислота, натр едкий, масло. Заключен договор с профессиональным АСФ, но время его прибытия на объект 3,5 часа.
     1. Достаточно ли этого?
     2. Имеет ли право производственный персонал (не аттестован) заниматься локализацией аварии до прибытия АСФ?
     3. При разгерметизации цистерн с азотной кислотой возможно образование облака оксидов азота и заражение территории.
     Согласно аварийной карточке: для осаждения (рассеивания, изоляции) паров использовать распыленную воду. Имеет ли право собственная ПЧ заниматься осаждением паров? Подскажите, пожалуйста, что делать.

     1. Действующий «Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ» дает определение газоспасательным работам:
     «Газоспасательные работы - один из видов аварийно-спасательных работ, характеризуются необходимостью их выполнения в условиях наличия в окружающей среде и превышающих предельно-допустимые концентрации токсичных и (или), пожароопасных и (или) взрывоопасных веществ с применением изолирующих средств индивидуальной защиты».
     Поэтому проведение работ по локализации и ликвидации аварий с химически опасными веществами на железнодорожном транспорте относится к газоспасательным работам. В соответствии с п.3.7 «Устава АСФ по организации и ведению газоспасательных работ» и п.3.1 «Методических рекомендаций по проведению проверки и определению возможностей профессиональных аварийно-спасательных формирований при аттестации на право ведения газоспасательных работ для химически опасных объектов» аварийно-спасательные формирования должны располагаться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность прибытия к любому обслуживаемому газовзрывопожароопасному объекту за время, не превышающее 3 минуты в дневное время и 5 минут в ночное время суток (22.00 – 6.00 ч) с момента поступления дежурному формирования сигнала об аварии. Указанный вами срок прибытия профессионального АСФ не соответствует требованиям нормативных документов. Для справки: при ветре 1 м/с за один час токсичное облако удалится от места аварии на 5-7 км, при 2 м/с — на 10-14, а при 3 м/с — на 16-21 км.
     Необходимость заключения договора на проведение газоспасательных работ с профессиональным АСФ возникает в случае, когда ПЛА предусматривает возможность развития аварийной ситуации уровня «Б» (выход аварии за пределы одного цеха или установки), и на предприятии отсутствует объектовое профессиональное формирование.
     2. Привлечение неаттестованного производственного персонала к проведению аварийно-спасательных (газоспасательных) работ противоречит статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации, которая гарантирует каждому работнику в случае возникновения аварии «право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности». Такие работы могут проводиться только обученным и аттестованным в качестве спасателей НАСФ персоналом.
     Необходимость создания нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников обусловлена требованиями:
     статей 7 и 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
     статьи 7 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
     статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
     статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;
     пунктом 2.8. «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;
     пунктом 12.1. «Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора»;
     пунктами 3.4. и 4.3.1. «Методических указаний о порядке разработки плана локализации (ликвидации) аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах».
     3. Постановка водяной завесы может быть поручена противопожарным подразделениям при наличии у пожарных соответствующих средств индивидуальной защиты (воздушных изолирующих аппаратов и защитных изолирующих костюмов).
     Я бы посоветовал вам создать НАСФ из числа производственного персонала и аттестовать на газоспасательные работы вашу ПЧ.
Аттестация АСФ и спасателей

В связи со вступившими в силу изменениями закона №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аттестацию проводит межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В данный момент невозможно найти информацию, где можно аттестовать АСФ и спасателей в частности (срок действия удостоверений заканчивается), члены комиссии предыдущей аттестации (территориальной комиссии) ссылаются на упразднение территориальных комиссий с и их заменой на межведомственные. Соответственно появляется вопрос: что теперь делать и куда писать для прохождения аттестации?

     Изменения Федерального закона от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», которые были приняты 2 октября 2012 г. (№ 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей») коснулись вопросов финансового обеспечения аварийно-спасательных служб.
     Ст. 12 «Аттестация аварийно-спасательных служб» № 151-ФЗ не претерпела изменений.
     22.12.11 было принято постановление Правительства Российской Федерации №1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», которое утвердило «Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (далее – Постановление 1091).
     Постановлением 1091:
     - отменено постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. №1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»,
     - упразднена Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке и дано поручение создать новый межведомственный орган по вопросам аттестации.
     Постановление 1091 действительно вносит значительные изменения в процедуру аттестации, например, такие как:
     - аттестация АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, будет проходить только на те виды аварийно-спасательных работ, которые установлены ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:
     «К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации»;
     - Постановлением 1091 установлены обязательные требования, предъявляемые при аттестации к аварийно-спасательным службам (формированиям) и при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (п.12, 22);
     - дан исчерпывающий перечень документов, предъявляемых в аттестационную комиссию для проведения аттестации;
     - документ, выдаваемый по результатам аттестации АСС (АСФ), - Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ. Форма и описание бланка утверждаются МЧС России. Изготовление и выдача бланков осуществляется МЧС России по заявкам аттестационных органов;
     - в системе аттестационных комиссий появился новый субъект - аттестационные комиссии уполномоченных организаций (к уполномоченной организации относится ГК «Росатом»), упразднены региональные комиссии.
     Принцип создания аттестационных комиссий в федеральных органах исполнительной власти (ранее назывались ведомственные аттестационные комиссии), в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ранее назывались территориальные комиссии) сохранился. Согласно постановлению 1091 эти комиссии являются постоянно действующими органами, и решений об их ликвидации в постановлении не содержится. Указанные комиссии продолжают работать и в настоящее время.
     При этом в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях предусмотрено создание комиссий по отраслевому и территориальному принципу.
     В рамках реализации постановления Правительства 1091 на заседании МАК 05.06.2012 г. были утверждены «Временные методические рекомендации по организации работы постоянно действующих аттестационных комиссий по аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (протокол №2). С этим документом вы можете ознакомиться на официальном сайте МЧС России http://www.mchs.gov.ru/activities/?ID=714806.
     В связи с вышеизложенным если ваше подразделение относится к подразделениям, указанным в п.11.1 «Временных методических рекомендаций….», то аттестация Вашего формирования должна проводиться в аттестационной комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Одновременно сообщаю, что в настоящее время в федеральных органах исполнительной власти проходит согласование разработанный МЧС России проект приказа, определяющий полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий различного уровня, требования к их составу и порядку принятия ими решений. Данный приказ вступит в силу после регистрации в Минюсте России.

     Левенчик С.С., секретарь отраслевой комиссии ОАК 5/6

     Значит, на данный момент нужно подготавливать документы для аттестации, пока данный приказ не вступит в силу после регистрации в Минюсте России, но как же быть, если регистрация затянется, а срок действия свидетельства истечёт? В нашем случае это апрель 2013 и как доказать потом, что аттестация была затянута не по нашей вине?
     И ещё вопрос: к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации, как же быть, если меня интересует такой вид работ, как "Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды" и можно, например, разбить этот вид деятельности, оставив только "химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды"? В частности, я ссылаюсь на перечень из 42 пунктов, который встречается на различных сайтах.
     И подскажите, где можно взять информацию по наименованию и количеству оборудования для проведения тех или иных видов работ?
     Спасибо.


     Такого вида аварийно-спасательных работ, как "Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды" больше не существует. Соответственно, аттестация на эти работы (как и на большинство из 42-х видов существовавших ранее) не предусмотрена.
     Перечень оснащения при аттестации на газоспасательные работы можно посмотреть в «Методических рекомендациях по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на право ведения газоспасательных работ» на сайте МЧС России: http://www.mchs.gov.ru/activities/?SECTION_ID=2711
     Требования к аттестации на другие виды АСР отсутствуют в утвержденных редакциях.
Положение о газоспасательных формированиях

Скажите, пожалуйста, администрация предприятия обязана выполнять п. 7.2 ("Спасателям НГСФ, подготовленным и аттестованным в установленном порядке, по решению администрации организации (предприятия) выплачивается ежемесячно доплата в размере до 20% основного оклада штатного газоспасателя 3-го класса") ПОЛОЖЕНИЯ О ГАЗОСПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ?

     В указанном вами пункте "Положения о газоспасательных формированиях" сказано "...по решению администрации организации (предприятия)...". Таким образом, это требование не является обязательным и может иметь другие формы выражения. Однако при прохождении НАСФ аттестации представители аттестационной комиссии вправе спросить о этих формах материального поощрения для нештатных спасателей.
Особенности создания АСФ в газораспределительной организации

Прошу Вас поделиться опытом создания АСФ на базе аварийно-диспетчерской службы ГРО.

     Ваш вопрос слишком объемный для форума. Учитывая опыт ведомственных аттестационных комиссий и нашего института, общий порядок создания АСФ предполагает:
     1. Определение структуры и численности АСФ.
     2. Разработка нормативной документации АСФ (Положения об АСФ, Табеля технического оснащения и др.).
     3.Обучение и аттестацию спасателей.
     4.Приобретение необходимого технического оснащения АСФ.
     5.Проведение аттестации АСФ.
     Каждый из этих этапов имеет свои особенности, которые необходимо отдельно рассматривать. Институтом выпущены "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации нештатных аварийно-спасательных формирований на химически и взрывопожароопасных объектах", в которых многие моменты освещены. Можете приобрести этот документ для изучения или приехать к нам на обучение в группу.
Форма журнала

Где можно взять для образца форму журнала "Учет ведения аварийно-спасательных работ"?

   Форму оперативного журнала можно посмотреть в Уставе аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ.
Права спасателей и газоспасателей

В ОАО, где я работаю, начальство решило закупить дыхательное оборудование, но при этом хотят сэкономить. Могу ли я отказаться его использовать? Если можно - ссылку на закон.

   Решение трудовых вопросов с работодателем находится в сфере деятельности Трудового кодекса (№ 197-ФЗ). Обеспечение средствами индивидуальной защиты регламентировано ст. 22.(основные права и обязанности работодателя). В связи с этим приобретаемые работодателем СИЗ (средства индивидуальной защиты) должны отвечать соответствующим требованиям безопасности (№ 151-ФЗ. ст. 1. п/п. 2;4;5.). Отказаться от применения конкретного приобретаемого дыхательного аппарата можно при условии, если он (ИДА) не отвечает соответствующим требованиям безопасности (ГОСТ Р 22.9.05-95 Комплексы СИЗ спасателей; ГОСТ Р 22.9.02-95 Режимы деятельности спасателей, использующих СИЗ при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах; ГОСТ Р 12.4.186-97 Аппараты дыхательные воздушные изолирующие). При этом ваше мнение должно быть документально оформлено и зарегистрировано (рапорт, служебная записка и т.д.). Иначе необоснованный отказ спасателя от участия в АСР может привести к одностороннему расторжению с ним трудового договора (ст. 9. п. 4.; ст.11. п.3.).
Oграничения по здоровью для работающих в СИЗОД

Мне необходимо пройти медицинское освидетельствование для работы в средствах защиты органов дыхания. Подскажите, какие ограничения по здоровью существуют для работающих в СИЗОД?

     Приказ Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011г., который вводит с 1 января 2012 года новый Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно положению №2 устанавливает пунктом 13 (Работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью) медицинские противопоказания:
     1) Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год;
     2) Заболевания органов кровообращения, даже при наличии компенсации;
     3) Болезни зубов, полости рта, заболевания челюстно-лицевого аппарата (отсутствие зубов, наличие съемных протезов, анкилозы и контрактуры нижней челюсти, челюстной артрит);
     4) Глаукома;
     5) Хронические заболевания верхних дыхательных путей;
     6) Хронические заболевания бронхолегочной системы с частотой обострения 2 раза и более за календарный год;
     7) Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания;
     8) Деформация грудной клетки, вызывающая нарушение дыхания и затрудняющая работу в противогазах;
     9) Доброкачественные опухоли, препятствующие выполнению работ в противогазах;
     10) Хронические заболевания среднего уха;
     11) Заболевания вестибулярного анализатора любой этиологии;
     12) Понижение остроты зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,5 – на другом, коррекция не допускается;
     13) Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока;
     14) Ограничение поля зрения более чем на 10°;
     15) Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь не менее 3 м).

     Вышел Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Лаборатория ГСФ

Почему в положении о ГСФ 2003 года нет ничего о лаборатории, как это было в положении о ВГСС?

Это связано с тем, что газоаналитическая лаборатория не является обязательным структурным подразделением ГСФ.
Требуется ли механик при создании НГСФ?

Подскажите, пожалуйста, при создании НГСФ требуется ли механик (прошедший обучение у вас) для обслуживания аппаратов и оборудования, так как у вас своя специфика есть, или достаточно мастера ГДЗС, прошедшего обучение в учебном центре МЧС?

Все зависит от имеющегося у вас оборудования НГСФ (в первую очередь модели воздушных аппаратов). Если оно однотипно с оборудованием ПЧ, то можете заключить с ними договор на обслуживание при условии, что у них есть обученный мастер ГДЗС и все необходимое для обслуживания оснащение (контрольные приборы, компрессоры и т.д.). Если мастер ГДЗС не знаком с оснащением НГСФ, то можно его обучить на нашей базе.

Планирование профилактической работы

Подскажите, пожалуйста, каким образом производится расчет необходимого количества часов на целевые и общие обследования одного ОПО (установки/цеха НП завода)? Вопрос возник на почве того, что на СООО "Лукойл", которому принадлежат цеха по производству присадок на нашем заводе, с нового года был разработан график, в котором обследования одного цеха включают в себя только одно целевое и одно общее в месяц. Тогда как до нового года целевых и общих было 2 и 6 соответственно (за каждое обследование или согласование ГО работы они отдельно платят нашему предприятию как за оказание услуг). Есть ли какие-то нормы, от которых следует отталкиваться при проведении подобных расчетов, ведь аппаратное оформление и степень опасности той или иной установки/цеха существенно отличаются.

Этим вопросом я занимаюсь исключительно для себя из личного интереса, поэтому очень хотелось бы разобраться. Заранее благодарю!



Ещё один вопрос: есть ли у вас в электронном виде книга Бухмана Я. 3. "Газоспасательное дело"? Какие-нибудь подобные? Можно ли их как-то заполучить?

     Текстовая часть и постановка вопросов звучит несколько некорректно. Постараюсь пояснить каким образом и на основе каких нормативно-правовых документов на любом ОПО (независимо от форм собственности...) должна быть построена работа инструкторско-профилактического состава АСФ (аттестованного в установленном порядке на газоспасательные работы).
     Изначально должен быть правильно определен статус АСФ (ГСС). На основе нормативно-правовой базы (федеральных законов, подзаконных актов, проектной документации и т.д.) должно быть определено, а главное, правильно закреплено (приказ, наставление, устав…) функциональное назначение АСФ. В документе педантично должны быть прописаны: порядок организации, функционирования, цели и задачи, обязанности и т.д. АСФ, а главное, должен быть определен порядок взаимодействия между АСФ и ОПО (опасный производственный объект). Если данная процедура выполнена правильно и в соответствии нормативно-правовой базой (документально закреплено), то утвержденные документы (Генеральным директором), обязательные к исполнению на ОПО, должны исключать возможность вмешательства администрации ОПО в деятельность АСФ (планирование профилактической работы).

     В документе должен быть подробно прописан порядок организации профилактической работы АСФ (отражающей все аспекты деятельности). Поэтому:

     Основными формами профилактической работы являются:
     - ежесменные профилактические обходы цехов (проводятся личным составом дежурных оперативных отделений, инструкторами профилактики, командирами пунктов);
     - целевые проверки (осуществляются инструкторами профилактики, командирами пунктов, командиром газоспасательного формирования и его заместителем);
     - комплексные обследования (проводятся командиром газоспасательного формирования и его заместителем).

     Профилактическая работа АСФ (порядок функционирования, должностные обязанности, права, гарантии и т.д.) должна строится с учетом потенциальной опасности обслуживаемого объекта и на основе требований Федеральной законодательной базы, подзаконных актов, ГОСТов, СНиПов, нормативно-правовых и нормативно-технических документов РосТехНадзора РФ, ведомственных документов (в обеспечении промышленной безопасности), технологического регламента ОПО и т.д.
     Исходя из этого в Типовом Положении о ГСС закреплено, что Инструкторы профилактики обязаны проводить в закрепленных цехах плановые целевые проверки газобезопасности не менее двух раз в месяц. Профилактическая работа проводится по планам, утвержденным руководителем АСФ и согласованным с Техническим руководителем ОПО. План составляется с учетом потенциальной опасности ОНО по принципу необходимой достаточности для недопущения аварии или инцидента.
     Типовое положение о ГСС создано на основе действующей Федеральной законодательной базы, подзаконных актов, ГОСТов и СНиПов, с учетом нормативно-правовой и нормативно-технической документации РосТехНадзора РФ, а так же отраслевых документов.
Если порядок создания и функционирования АСФ выполнен правильно, то разрешение возникающих спорных вопросов связанных с проведением профилактической работы отпадает само собой. Взаимодействие АСФ и ОПО строится на исполнении функциональных обязанностей сторон, которые закрепляются договором и наставлением (уставом). Время для проведения профилактической работы инструктором-профилактики АСФ определяется ФЗ-197 (трудовой кодекс) и локальным документом в области трудовых отношений (наставление, устав АСФ).
Ваше имя *


Ваш e-mail *


Текст вопроса *
CAPTCHA
Введите слово с картинки*