Заказать обратный звонок +7 (48762) 7-37-08 +7 (48762) 7-36-44
https://uk-cert.ru
Учебно-консультационный центр аварийно-спасательных формирований
 

Эвакуация из вертолета под водой

   Ни для кого не секрет, что в мире и в России сейчас не одна сотня гражданских объектов, добраться до которых крайне тяжело, подчас возможно только вертолетом через протяженные водные преграды. Наиболее типичный пример – шельфовые нефтегазовые платформы, установленные где в нескольких десятках, а где в нескольких сотнях километров от берега. Все отечественные нефтегазовые шельфовые проекты создавались при участии иностранных компаний, которые привнесли не только свои технологии, но и регламенты. Например, допустить на платформу могут только после прохождения тренинга и успешной сдачи норматива по эвакуации с горящей платформы по специальному рукаву (Sky Scape) и спасению из тонущего вертолета (HUET — Helicopter Underwater Escape Training). И данное требование распространяется не только на постоянных сотрудников, но и на «гостей» платформ: от технических консультантов до чиновников. Под эту категорию попадают и преподаватели АНО ДПО «УКЦАСФ». При подготовке к очередной командировке старший преподаватель Анатолий Владимирович Пискун прошел обучение на базе ФГБУ «Морская спасательная служба» г. Москва по программе: «Подготовка по эвакуации из вертолета под водой с использованием аварийной дыхательной системы на сжатом воздухе HUET+CA EBS» и поделился своими впечатлениями от процесса.



   ФГБУ «Морская спасательная служба» г. Москвы имеет аккредитацию международной организации OPITO, что вызывает уважение и определенный уровень доверия работающим там специалистам. Программа обучения была построена по принципу «узнать самое необходимое в теории, максимум попробовать на практике».
   В процессе теоретической подготовки мы узнали, что весь вертолетный транспорт, осуществляющий полеты над морем, оснащен надувными плотами, которые позволяют обеспечить длительную плавучесть терпящих бедствие. Сама экипировка позволяет человеку самостоятельно находиться на поверхности воды, хотя температура воды чаще всего 10 градусов и ниже, что может привести к переохлаждению и гибели.



   Практическая часть обучения, которую все ждали с нетерпением, началась с подробного инструктажа по технике безопасности и проверке экипировки обучаемых.



   Особое внимание инструктор уделил проверке и подготовке к работе аварийной дыхательной системы на сжатом воздухе HUET+CA EBS.



   Основную часть практических занятий заняла отработка навыков покидания кабины вертолета при полном её погружении в воду. Обучаемому необходимо задержать дыхание, используя дыхательную систему, выдавить стекло иллюминатора (хотя могут быть и вариации в зависимости от марки вертолета) и держаться за раму, потом покинуть через корпус вертолета.



   Как показывает статистика крушения на воде – в большинстве случаев вертолет переворачивается, т.к. центр тяжести располагается намного выше по корпусу. И пиком программы обучения стало полное погружение корпуса вертолета с дальнейшим переворотом на 180 градусов. Садимся в вертолет и погружаемся в воду. Когда кабина окончательно «утонула», надо спасаться. В такой ситуации легко представить, какая паника охватывает находящихся на борту при реальной аварии. При этом необходимо сохранять хладнокровие и не забыть инструкции, а ведь желание вырваться возникает сразу, как только вода доходит до глаз…



   Откровенно говоря, после целого дня такой психологической подготовки казалось, что готовишься к чему-то весьма и весьма вероятному. Уверен, если бы пассажиров обычных гражданских авиарейсов стюардессы развлекали не типовым инструктажем про пользование кислородными масками и спасательными жилетами, а чем-то подобным, это служило бы залогом спасения большего количества людей в экстремальных ситуациях.







эвакуация вертолет