Заказать обратный звонок +7 (48762) 7-37-08 +7 (48762) 7-36-44
https://uk-cert.ru
Учебно-консультационный центр аварийно-спасательных формирований
 

Совместимость и сработанность спасателей

 

     Экспедиция Жерлаша де Гомери осталась на зимовку у берегов Антарктиды. «21 марта, в день, когда в Европе начинается весна, в Антарктиде солнце уходит за горизонт. Ночь, которая будет длиться 186 суток, погребла «Белжику» (небольшое судно) в безмолвие, во мрак и забвение… Прекратилась всякая связь с внешним миром, цивилизацией. Восемнадцать человек, находящихся на борту судна, по мере сил старается обеспечить терпимые условия для зимовки. Но ничего хорошего у них не получается. В прокопченных каютах, слабо освещенных мерцающим светом керосиновых ламп, поселились недовольство, подавленность, раздражительность, - они лишают людей взаимного доверия, отравляют атмосферу. Иными словами, здесь нашло приют «экспедиционное бешенство» - болезнь, о которой ни слова не говорится в медицинских справочниках». Но не только сложные условия жизни и деятельности определяют совместимость людей. Она зависит и от них самих – их темперамента, характера, интересов и т.д.

     О совместимости, а точнее несовместимости, впервые заговорили в медицине, когда осваивали переливание крови. В одних случаях совмещение крови не вызывало отрицательных последствий, в других – человек, получивший чужую кровь, умирал. Что же общего между совместимостью-несовместимостью в биологии, медицине и психологии? А то, что несовместимость в крайнем своем выражении вызывает осложнение, болезнь, то есть нарушает процесс жизнедеятельности. Наличие же двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в коллективе. Особенно пагубны последствия, если несовместимы формальный и неформальный лидеры или непосредственно связанные должностными обязанностями руководители (например, помощник начальника караула – начальник караула). В этих условиях лихорадить будет весь коллектив. Поэтому хотя бы кое-что знать о психологической совместимости вам, кто работает с людьми, просто необходимо.

     Особенность психологической совместимости состоит в том, что контакт между людьми опосредован их действиями, поступками, мнениями и оценками. Эффективным можно считать такое сосуществование, которое удовлетворяет его участников и сохраняет их отношения. Несовместимость же порождает неприязнь, антипатию, конфликты, что отрицательно отражается на совместной деятельности.

     Разграничивают явления совместимости и сработанности. Эффект совместимости чаще возникает в личных отношениях, а эффект сработанности обычно является результатом формальных, деловых отношений, связанных с производственной, служебной деятельностью. Основа сработанности – успешность и выгодность именно совместной деятельности. Это согласованность между его участниками.

     Советский психолог М.Г. Рогов исследовал влияние сработанности и совместимости на результаты труда руководителей. Оказалось, что для нормального функционирования коллектива очень важна сработанность на уровне «руководитель – заместитель». Она зависит от гармоничного сочетания у них профессионально-деловых, организаторских и идейно-политических качеств. Наиболее оптимальным оказалось сочетание «начальник – администратор и заместитель – коллективист». Когда же оба относились к типу администраторов, результаты были хуже. Руководителю – коллективисту выполнять свои обязанности сложнее.

     Совместная работа в коллективе имеет свои специфические особенности. Даже молчаливое присутствие других людей изменяет психологическое состояние его членов. Еще в 20-х годах В.М. Бехтерев выделил типы «социально возбудимых» и «социально-тормозных» людей. У первых показатели в присутствии других улучшаются, у вторых ухудшаются. Изменение чувствительности и поведения человека в условиях «соприсутствия» объясняется повышением уровня мотивации (побуждение к деятельности), только у одних это облегчает протекание психических процессов, а у других тормозит. Одной из причин, объясняющих этот феномен, является разный исходный уровень мотивации. Ведь одним людям свойственно постоянно быть в состоянии повышенной активности, возбудимости. Другие активизируются только в значимых для них ситуациях. Вот и получается, что при высоком исходном уровне мотивации дальнейшее повышение ее в условиях «соприсутствия» может привести к торможению психических процессов. Вместе с тем «соприсутствие» положительно влияет на долговременное запоминание материала. Все указанные моменты усиливаются, если присутствуют лица противоположного пола, друзья, товарищи по работе. Экстремальные условия играют положительную роль в формирование личности, оказывают стимулирующее действие на выполнение боевых задач в том случае, когда человек работает в сплоченном и сработанном коллективе.

     В малых социальных группах, непосредственно взаимодействуя между собой, люди находятся в определенных межличностных отношениях. Каждый человек выполняет много социальных ролей (Я - папа, сын, муж, сотрудник, спасатель и т.п.). Понятие «социальная роль» как бы связывает деятельность личности и ее самосознание с функциями социальной системы, в которой он в данный момент находится. В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. Если поведение человека противоречит групповым ожиданиям, он подвергается отрицательным санкциям, принудительному воздействию. Человек, чье поведение является образцовым, вызывает положительную санкцию – одобрение, поощрение. Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности. Люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповым требованиям, оценкам. Для того, чтобы общение было эффективным, нужно продумать возможность возникновения психологических барьеров и способов их преодоления. Очень часто возникновение барьера происходит в общении тогда, когда в ответных суждениях мы выражаем свое отношение к партнеру по общению:
     - когда даем указания, приказы;
     - поучаем;
     - обсуждаем, критикуем;
     - необоснованно обвиняем, унижая при этом;
     - уходим от проблемы («Давай поговорим на другую тему», «Об этом поговорим в другой раз»);
     - выясняем, «лезем в душу» («Ну а в следующий раз как ты поступишь?»).

     Психологический барьер может возникнуть из-за разного типа темперамента (холерик и меланхолик по-разному реагируют на проблему), из-за сверхвыраженных черт характера, плохого настроения (плохое настроение переносится на партнера по общению, возникает раздражение), из-за отрицательных эмоций и т.п. В преодолении психологических барьеров помогают методы аутогенной тренировки, а так же умение преодолевать обидчивость.

     В первые четыре минуты общения создается впечатление о человеке (хотим мы с ним общаться дальше или он нам неприятен).

     Конкретные рекомендации по общению:

     1. дружелюбный тон, положительная установка в общении;
     2. мимика, улыбка;
     3. используйте метод «утвердительных ответов», стройте разговор по пути накопления согласия;
     4. будьте хорошим слушателем:
          - никаких побочных мыслей;
          - сконцентрируйтесь на сущности предмета;
          - пока слушаете, нельзя обдумывать последующий вопрос;
          - научитесь находить ценный материал, содержащийся в информации;
          - обращайте внимание на интонацию голоса, мимику, жесты собеседника.
     5. избегайте излишних споров, злоупотребления критикой;
     6. прежде, чем убеждать человека в своей правоте, постарайтесь встать на его место;
     7. уважайте мнение других людей;
     8. запоминайте и не путайте имена;
     9. помогайте людям чувствовать их значимость;
     10. давайте человеку возможность сохранить его репутацию.
     11. помните о врагах общения – раздражительности и бестактности.
     12. никогда не забывайте о профессиональной специфике общения: будьте бдительны, тактичны.

     Самое правильное поведение на службе – это поддерживать с коллегами ровные, доброжелательные отношения, быть только честным, чистосердечно признаваться в допущенных ошибках, просчетах, а не ссылаться на других.

     Взаимоотношения дружбы не должны отражаться на служебных отношениях. На службе взаимоотношения определяются положением о службе и регулируются уставами, наставлениями, инструкциями, не допускающими ослабления дисциплины, требовательности ни к себе самому, ни к сослуживцам и подчиненным. Ставьте вопросы служебные выше личных, имейте чувство такта.

     Правильные, деловые взаимоотношения в коллективе несовместимы с пренебрежительным, хамским отношением друг к другу.

     Если Вас оторвали от дела, не раздражайтесь, постарайтесь сделать то, о чем Вас просят. Если обстоятельства не позволяют сделать этого сразу, извинитесь и не забудьте исполнить просьбу потом (естественно, если это не указание вышестоящего начальника, когда нужно выполнить указание немедленно). Пунктуальность и аккуратность не только облегчат Вам работ, выполнение любого служебного задания, но и заставят уважать Вас.

     Форма обращения друг к другу среди членов одного коллектива зависит от степени их дружеских симпатий и сложившихся традиций. Особенное терпение и выдержку надо проявлять в споре. Ведь спор – это не ссора, а форма обмена мнениями. Поэтому всегда надо дать высказаться товарищу, понять его аргументы, не решая заранее, что единственно правильным является Ваше мнение. Почувствовав, что Вы не правы, имейте мужество признаться в этом помня, что и хорошие доводы должны уступать лучшим.

     В беседе с начальником не берите на себя инициативу в разговоре. Старайтесь быть кратким, деловым, спокойным, не горячитесь, не увлекайтесь, не уводите разговор в сторону. Но не стесняйтесь высказать свое мнение. Во время разговора сидите ровно, свободно, но не разваливайтесь, не откидывайтесь на спинку стула, не закидывайте ногу на ногу, не вертите ничего в руках и не подпирайте голову руками. Если старший по званию, возрасту, положению собеседник (или если собеседником является женщина) стоит, разговаривать сидя нельзя, надо встать. Если старший из беседующих (или женщина) встанет, младшие также должны встать. Выражая свое уважение к начальнику, держитесь при этом достойно.