Заказать обратный звонок +7 (48762) 7-37-08 +7 (48762) 7-36-44
https://uk-cert.ru
Учебно-консультационный центр аварийно-спасательных формирований
 

Требования нормативных документов в части проведения подразделениями пожарной охраны аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров

     Необходимость проведения пожарной охраной аварийно-спасательных работ обусловлена требованиями статьей 4 Федерального закона «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г., а именно:

     «Основными задачами пожарной охраны являются:

     организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

     При этом Федеральный закон «О пожарной безопасности» разделяет для подразделений пожарной охраны действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ:

     «Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

     Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

     Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций».

     Кроме того, обязанность проводить аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, возложена на пожарную охрану в соответствии с пунктом 1.3 «Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (утвержден Приказом МЧС РФ от 31.03.2011 N 156, зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2011 N 20970):

     «Одновременно при тушении пожаров проводятся аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, включающие в себя действия по спасанию людей, материальных ценностей и снижению вероятности воздействия опасных факторов пожара (далее - ОФП), которые могут привести к травмированию или гибели людей, а также к увеличению материального ущерба».

     Статьей 5 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» N 151-ФЗот 22 августа 1995 г. аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, отнесены к одному из видов аварийно-спасательных работ.

     В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:

     «Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения».

     Порядок аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ установлен «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091). В соответствии с пунктом 18 «Положения о проведении аттестации» аттестованным аварийно-спасательным службам и формированиям выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

     Подразделения пожарной охраны, обслуживающие опасные производственные объекты химической промышленности, в соответствии с пунктом 6.1 г «Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (утвержден приказом МЧС России № 102 от 20.02.2013 г.) подлежат аттестации в аттестационных комиссиях федеральных органов исполнительной власти.

     Необходимо отметить, что статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлено:

     «Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности».