Версия для слабовидящих +7 (48762) 7-37-08 +7 (48762) 7-36-44
https://uk-cert.ru
Учебно-консультационный центр аварийно-спасательных формирований
 

Безопасные расстояния (радиус зоны) для людей и зданий различного назначения при авариях на железнодорожном транспорте

      Безопасные расстояния при взрыве ТВС, образовавшимся в результате разрушения цистерны с СУГ объемом 54 м3 и степенью ее заполнения 85%, приведены в табл. 1.
      Безопасные расстояния при авариях с образованием огненного шара СУГ для людей должны быть не менее 300 м, общественного транспорта - 120 м, зданий различного назначения - 100 м.
      Безопасные расстояния по тепловому излучению пожаров в зависимости от массы пролитого СУГ или ЛВЖ при разрушении одной цистерны составляют:
      - для людей 80-120 м.
      - для зданий 40-60 м.

Таблица 1

Безопасные расстояния при взрыве ТВС до объекта



      Безопасное расстояние при взрыве цистерны (зона разлета обломков) для людей и для зданий должно быть не менее 150 м. Максимально безопасное расстояние для людей и зданий - 450 м.
      Зона разлета горящих частиц искр и головней при пожаре лесоматериалов в зависимости от его площади для наиболее вероятной скорости ветра 4-6 м/с может достигать 1500 м. Радиус взрывоопасной зоны на сортировочной станции и перегоне при проливах и утечках СУГ из цистерны объемом 54 м3 и степенью ее заполнения 85% может достигать 330 м.
      Площади разлива ЛВЖ и ГЖ на станциях и перегонах при наиболее неблагоприятных сценариях аварии могут составлять:
      - на станциях, где осуществляется накопление и транспортировка жидкостей - 3000 м2;
      - на других станциях и перегонах - 1500 м2;
      - при аварии одной цистерны - 160-300 м2;
      - при аварии двух цистерн - 300 - 500 м2.
      Вероятные зоны распространения облаков некоторых АХОВ с поражающими концентрациями на открытой местности при скорости ветра 1 м/с в зависимости от массы пролитого АХОВ и состояния атмосферы, рассчитанные по методике ГО представлены в табл. 2, 3.

Таблица 2

Зоны распространения облаков АХОВ с поражающими концентрациями на открытой местности, км


Таблица 3

Определение степени вертикальной устойчивости воздуха по прогнозу погоды


      Примечания:
      1. Обозначения: "ин" - инверсия; "из" - изотермия; "к" - конвекция. Буквы в скобках - при снежном покрове.
      2. Под термином:
      - "утро" понимается период времени в течение 2-х часов после восхода солнца;
      - "вечер" - в течение 2-х часов после захода солнца.
      Период от восхода до захода солнца за вычетом 2-х утренних часов - "день", а период от захода до восхода солнца за вычетом 2-х вечерних часов - "ночь".
      3.Скорость ветра и степень вертикальной устойчивости воздуха принимаются в расчетах на момент аварии.
      При рассмотрении среднего распределения температуры воздуха по вертикали в атмосфере было видно, что в одних слоях температура с высотой понижается, а в других повышается или остается постоянной.
      Повышение температуры с высотой в некотором слое атмосферы называется ИНВЕРСИЕЙ.
      В слое воздуха, где температура с высотой не изменяется, называется ИЗОТЕРМИЕЙ.
      Перенос тепла или электрических зарядов движущейся средой называется КОНВЕКЦИЕЙ.


Источник:
Рекомендации работникам восстановительных
и пожарных поездов при ликвидации последствий
аварийных ситуаций с опасными грузами.
Департамент по безопасности движения поездов
и экологии МПС РФ - М.: ВНИИЖТ, ВНИИЖГ,
УВО МПС, Академия ГЗ МЧС 1999 г.










авария транспорт