Версия для слабовидящих +7 (48762) 7-37-08 +7 (48762) 7-36-44
https://uk-cert.ru
Учебно-консультационный центр аварийно-спасательных формирований
 

Договор с аварийно-спасательным формированием: кому доверяем жизни и имущество?

   Под редакцией Андрианова Сергея Николаевича (генеральный директор АО «Центр аварийно-спасательных формирований», член МАК, заместитель председателя отраслевой аттестационной комиссии химической промышленности Минпромторга России).

   Данной статьей Пермское региональное отделение общероссийской общественной организации «РОССОЮЗСПАС» желает привлечь внимание собственников, топ-менеджмент и технических руководителей предприятий, эксплуатирующих ОПО, к принципам проверки потенциального контрагента по договору обслуживания с профессиональными аварийно-спасательными формированиями и службами.



   Выполняя требования ст.10 ФЗ № 116, предприятия, имеющие взрывопожароопасные, химически опасные, нефтехимические и нефтеперерабатывающие объекты, заключают с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными службами (ПАСФ) договоры на обслуживание. Как правило, заключение договора на предприятии предшествуют различные отборочные и конкурентные процедуры, в ходе которых должен быть выбран наиболее подходящий контрагент, цена и качество услуг которого сбалансированы оптимальным образом.
   Практика показывает, что при закупках цена услуги обоснованно играет главенствующую роль. Однако дешевизна нередко достигается низким качеством закупаемой услуги, а порой и заведомой невозможностью ее выполнения. Как добросовестным владельцам ОПО, намеренным не только закупить, но и получить услугу, распознать способность наиболее предпочтительного по цене ПАСФ обслуживать, реагировать на ЧС, локализовать и ликвидировать ее последствия?
   Опустим детали стандартной проверки благонадежности компании, которую, как правило, проводит служба безопасности предприятия, и рассмотрим возможности специальной оценки, обусловленной специфичностью закупаемых услуг.
   Во-первых, обратимся к нормативным документам, на основании которых ПАСФ получает свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ, на примере газоспасателей. В частности, к Методическим рекомендациям по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ, разработанным Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке в 2012 году (далее Методические рекомендации).
   Помимо действующего свидетельства на право ведения газоспасательных работ на обслуживаемых объектах, которое должно иметь ПАСФ, у его сотрудников должны быть книжки спасателя и удостоверения спасателя с отметкой об аттестации на право ведения газоспасательных работ. Также в формировании должен быть паспорт ПАСФ, Табель технического оснащения ПАСФ. Численность и структура формирования по штату должна быть не менее численности и структуры по паспорту ПАСФ.
   В соответствии с Методическими рекомендациями, на случай отпусков, болезней, учебы должен быть предусмотрен резерв спасателей не менее 20% от численности.
   В штате профессионального аварийно-спасательного формирования обязательно должны быть предусмотрены должности в количестве: командир – 1, заместитель командира – 1, командир взвода – по количеству взводов, механик – 1, инструктор профилактики – из расчета обслуживания одним инструктором 3-5 химически опасных или взрывопожароопасных объектов, водитель – по количеству дежурных отделений в соответствии с категорией транспортных средств формирования.
   Табель технического оснащения ПАСФ, утвержденный учредителем, должен быть не меньше оснащенности, указанной в паспорте ПАСФ, должен учитывать специфику АСФ, особенностей обслуживаемых объектов и территорий, применяемого оборудования и других факторов, влияющих на техническую оснащенность спасателей. При этом ПАСФ должно быть обеспечено необходимым техническим оснащением исходя из типового табеля оснащения для выполнения газоспасательных работ (Приложение «И» к Методическим рекомендациям).
   Месторасположение ПАСФ должно обеспечивать возможность прибытия к обслуживаемому ОПО в нормативное время. В его служебно-техническом здании должны быть предусмотрены необходимые служебные и бытовые помещения, перечень которых также определен Методическими указаниями. Оно должно быть обеспечено связью со всеми обслуживаемыми химически опасными и взрывопожароопасными объектами, прямой телефонной связью с диспетчером предприятия и телефоном с выходом в городскую телефонную сеть, звуковой электрической и аварийной сигнализацией для сбора личного состава по сигналу «Тревога». Кроме того, в ПАСФ должны быть газодымная камера, учебно-тренировочный полигон, оперативный автотранспорт в исправном состоянии со светографической раскраской установленного образца и специальными звуковыми и световыми сигналами, газоспасательный автомобиль.
   При этом укомплектованность формирования спасателями, обученными и аттестованными на право ведения газоспасательных работ, должна быть свыше 75% по штату, в том числе обязательно должны быть укомплектованы должности руководителя ПАСФ или заместителя, механика.
   Штатная численность дежурного отделения формирования для выполнения газоспасательных работ устанавливается в количестве не менее 4 чел.: командира отделения и 3-4 спасателя, не считая водителя оперативного автомобиля.
   Служебно-техническое здание ПАСФ также должно иметь свыше 75% необходимых служебных и бытовых помещений, а в самом формировании иметься в наличии и в исправном состоянии более 75% оснащения для ведения газоспасательных работ, согласно Табелю его оснащения. При этом дежурное отделение спасателей должно быть обеспечено исправным техническим оснащением для ведения газоспасательных работ. Всё техническое оснащение аварийно-спасательного формирования (независимо от страны изготовителя), используемое для ведения газоспасательных работ, должно иметь сертификат, разрешение Ростехнадзора на применение, периодически (согласно инструкциям по эксплуатации) испытываться и проверяться, постоянно содержаться в исправном состоянии. А минимальное оснащение спасателя (спецодежда, каска (шлем), изолирующий дыхательный аппарат, защитный изолирующий костюм) должно находиться в исправном и чистом состоянии во время дежурства – на оперативном автомобиле, для выходной смены – в специальном опломбированном шкафу в служебном помещении.



   Часть критериев соответствия ПАСФ аттестационным требованиям можно проверить документально, но оценка будет неполной без выезда в месторасположение потенциального контрагента для объективного подтверждения декларируемых сведений фактическому состоянию дел. Наибольшую эффективность принесет выезд , осуществленный без заблаговременного уведомления в силу объективности полученного результата, ведь ЧС всегда случается без предупреждения.
   Углубить проверку возможности оказания услуг АСФ при помощи оценки соответствия фактического состояния формирования аттестационным требованиям можно, подробнее изучив Методические рекомендации.
   Во-вторых, анализ ст. 12 ФЗ № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14.07.1995 позволяет сделать выводы, что ПАСФ, не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организации по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Для соблюдения закона следует получить сведения в ПАСФ, от его контрагентов, от территориальных подразделений МЧС об отсутствии актов проверки с установленной неготовностью ПАСФ.
   В-третьих, наибольшей гарантией возможности оказания услуги, безусловно, является практический опыт ПАСФ по локализации ЧС и ликвидации ее последствий. Здесь важным индикатором является нахождение ПАСФ в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), состоящей из функциональных и территориальных подсистем на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Уточнить данный факт можно как в самом ПАСФ, так и в территориальном органе МЧС, где подскажут, на основании какого официального документа и в какое звено РСЧС входит ПАСФ. Нахождение ПАСФ в составе РСЧС свидетельствует о возможности его привлечения к аварийно-спасательным работам на официальном уровне, органами власти и управления, под руководством МЧС. В этом случае от официальных государственных органов можно получить справку об участии ПАСФ в конкретных аварийно-спасательных работах, подтверждающую объективный уровень его готовности, оснащенности и профессионализма его сотрудников. В противном случае, если ПАСФ не входит в РСЧС, собранные сведения о практической деятельности формирования, полученные от него или его клиентов (обслуживаемых ОПО) будут иметь субъективный, а порой и рекламный характер.
   Практическое использование указанных в статье сведений в закупочной документации в качестве требований к исполнителю, а также в виде оценочных критериев, упростит для заказчика процесс отбора и определения победителя в конкурентной процедуре на право заключения договора по обслуживанию ОПО.
   Однако, помимо отбора, важно предусмотреть в тексте договора положения о защите прав и интересов заказчика, позволяющие контролировать исполнение договора, а затем организовать и реализовывать данный контроль.
   Обзор особенностей договора обслуживания ОПО и контроля его выполнения будет освещен в следующей статье.



Источник: журнал "Промышленность и безопасность" № 9 (107), сентябрь 2016.



промышленная безопасность ОПО договор