Заказать обратный звонок +7 (48762) 7-37-08 +7 (48762) 7-36-44
https://uk-cert.ru
Учебно-консультационный центр аварийно-спасательных формирований
 

На Всероссийской неделе охраны труда рождаются новые идеи и решаются текущие задачи

   С 9 по 13 апреля 2018 года на площадке главного Медиацентра в Сочи прошла IV Всероссийская неделя охраны труда (ВНОТ).
   В рамках прошедшего мероприятия Ростехнадзор провел круглый стол на тему: «Развитие законодательства в области промышленной безопасности. Новые подходы к формированию системы нормативного правового регулирования» модератором которого выступил статс-секретарь – заместитель руководителя Ростехнадзора – Александр Леонидович Рыбас.
   В качестве спикера с докладом на тему: «Государственная политика и законодательное регулирование в области промышленной безопасности: состояние и перспективы» выступил начальник Правового управления Ростехнадзора – Дмитрий Алексеевич Яковлев.
   Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.
   Участникам круглого стола был представлен график с показателями аварийности и смертельного травматизма на поднадзорных объектах Ростехнадзора за период 2010 года по 2017 год.




Показатели аварийности и смертельного травматизма
на поднадзорных объектах Ростехнадзора за период 2010 года по 2017 год


   По словам начальника Правового управления Ростехнадзора ситуация по аварийности и травматизму остается стабильно высокой и далекой от «нулевых» показателей.
   Многие знают, что в отношении контрольно-надзорной деятельности государственных органов в Российской Федерации реализуется масштабная реформа. Государственные органы при проведении проверок начали применять риск-ориентированный подход, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
   В связи с этим в рамках программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Ростехнадзоре поставлены следующие приоритетные задачи:
   - «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности»;
   - «Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности»;
   - «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований»;
   - «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований»;
   - «Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов»;
   - «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности».
   В рамках выполнения задачи по систематизации, сокращению количества и актуализации обязательных требований при проведении надзора в области промышленной безопасности был скорректирован порядок проведения государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в области промышленной безопасности, государственного энергетического надзора (Постановление Правительства РФ от 4 августа 2017 г. № 930 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок»).
   При проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).
   Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
   В связи с этим Ростехнадзор ведет разработку «чек-листов»:




   Также имеются отдельные направления совершенствования деятельности системы регулирования Ростехнадзором:
   1. Совершенствование требований к подготовке и аттестации руководителей и специалистов

   «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики» (законопроект принят ГД ФС РФ в I чтении 02.11.2016 г.)>

   2. Введение уведомительного порядка начала эксплуатации лифтов, эскалаторов, травалаторов и инвалидных подъемников

   «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»" (законопроект принят ГД ФС РФ во II чтении 03.04.2018 г.)

   3. Установление ответственности за нарушения требований к лифтам, эскалаторам, травалаторам и инвалидным подъемникам

   «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (законопроект внесен в ГД ФС РФ)

   4. Регламентация процедуры экспертизы программных средств, используемых при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии

   «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов безопасности при использовании атомной энергии» (законопроект принят ГД ФС РФ в I чтении 21.12.2017 г.)

   5. Совершенствование механизмов ответственности за нарушения требований промышленной безопасности

   «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (законопроект внесен в Государственную Думу)

   6. Обеспечение промышленной безопасности при проведении сварочных работ

   «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (законопроект внесен в Правительство РФ)

   7. Введение института общественного контроля в электроэнергетике, регламентация вопросов допуска в эксплуатацию энерго- и теплоустановок

   «О внесении изменений в Федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении» (законопроект внесен в Правительство РФ)

   С докладом о динамике фоновых показателей аварийности и травматизма на ОПО с учетом производственных изменений выступил заведующий отделом системного анализа безопасности ЗАО «Научно-технический центр исследования проблем промышленной безопасности» – Александр Иванович Гражданкин.
   В докладе кратко прозвучали показатели аварийности за последние десятилетия и основные тенденции в этой области.
   Прошлое огромно и является важным источником знаний для ориентирования в опасностях будущего.
   С 1960-х гг. в мире неуклонно увеличивается количество промышленных аварий и погибших в них людей.
   Уже с 1980-х гг. промышленные аварии в мире начинают доминировать среди других видов техногенных катастроф, а именно: по числу пострадавших и оцененному ущербу.
   В начале XXI в. в промышленных авариях было зарегистрировано уже до 80% пострадавших и более 95% оцененного материального ущерба.
   Опасный производственный объект в сфере промышленной безопасности – это главный объект исследования (анализа, заботы, надзора) в решении проблем аварийности и травматизма.
   В исследованиях опасных производственных объектов очень важен анализ взаимодействия их производственных срезов и защитной сферы обеспечения промышленной безопасности.
   Риск-ориентированные показатели опасности аварий на ОПО не отменяют, а только дополняют традиционные показатели аварийности и травматизма, позволяя оценить опасности аварий в переходные и кризисные периоды.
   Для относительно стабильных, динамически устоявшихся систем поднадзорных ОПО традиционные показатели аварийности и травматизма вполне пригодны, в достаточной степени представлены для формирования соответствующей «карты опасностей», необходимой для риск-ориентированного обеспечения промышленной безопасности.
   Для конструктивного внедрения риск-ориентированного подхода необходимы реальные ориентиры имеющихся аварийных опасностей, а также достигнутого и желаемого уровня обеспечения промышленной безопасности.
   Одним из важных индикаторов состояния промышленной безопасности может служить фоновый уровень опасности аварий, фиксируемый не на отдельном опасном производственном объекте, а в отраслевых системах опасных производств.
   По изменению соотношения фонового риска аварии в отрасли и на конкретном поднадзорном объекте можно судить о состоянии дел и эффективности систем управления промышленной безопасности на действующем ОПО, это будет являться представительным индикатором эффективности внедрения и использования как «старых» традиционных, так и «новых» риск-ориентированных инструментов регулирования промышленной безопасности.
   Завершающим докладчиком выступила генеральный директор ЗАО «Научно-технический центр исследования проблем промышленной безопасности» – Елена Владимировна Кловач с докладом на тему «Нормативные правовые акты и руководства по безопасности в области подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору», отразив в своем докладе проблемные моменты нынешней законодательной базы в области подготовки и аттестации по промышленной безопасности.
   В завершении данного мероприятия было отведено время для вопросов участников круглого стола.
   Генеральный директор АО «Центра аварийно-спасательных формирований» Андрианов Сергей Николаевич в своем обращении к спикерам обозначил проблему отсутствия достаточного нормативного регулирования деятельности газоспасательных служб и формирований, обслуживающих опасные производственные объекты.
   К сожалению тенденции последних лет, говорят о том, что разработка и принятие необходимых нормативных документов происходит только после крупных аварий с большим количеством человеческих жертв. Одним из таких примеров является разработка и принятие после взрыва на шахте «Северная» в 2016 году (погибли 31 шахтер и 5 горноспасателей) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы», которая содержит в числе прочего порядок ведения горноспасательных работ. При этом, близкая по своему назначению к горноспасателям газоспасательная служба на сегодняшний день не имеет регулирующих её деятельность на ОПО нормативно-правовых актов. Следствием, в том числе и этой проблемы, являются случаи гибели газоспасателей и персонала ОПО. Например, в 2014 году в результате аварии на Ачинском НПЗ погибло 8 человек, из них 3 газоспасателя, в 2017 году на Киришском НПЗ опять погибли 3 газоспасателя.
   В продолжении этой темы, многие участники круглого стола обозначили многочисленные проблемы в организации и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований, создаваемых на ОПО из числа производственного персонала.
   В результате состоявшегося обсуждения статс-секретарь – заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Леонидович Рыбас пообещал собравшимся вынести вопрос о функционировании газоспасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований на рассмотрение научно-технического совета Ростехнадзора и уделить этой проблематике пристальное внимание.
   Проведение такого мероприятия, позволило рассмотреть планы дальнейшего развития законодательства в области промышленной безопасности, разработки новых подходов к формированию системы нормативного правового регулирования обеспечения промышленной безопасности и обменяться мнением, учитывая пожелания всех участников круглого стола.





охрана труда ВНОТ