Версия для слабовидящих +7 (48762) 7-37-08 +7 (48762) 7-36-44
https://uk-cert.ru
Учебно-консультационный центр аварийно-спасательных формирований
 

О нормативных актах АСС, АСФ.

О нормативных актах АСС, АСФ.

    В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1995 г №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:

    «Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.»

    Ниже рассмотрим, какие нормативными актами руководствуются АСС, АСФ.


    Основным источником права, устанавливающим для аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей обязательные правила поведения, являются Конституция, Федеральный закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», а также Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

    В Большой юридическом словаре под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке документ управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные законом.

    По порядку принятия, содержанию, юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

    Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.


    Различают следующие виды законов:

  1. Конституция – основной закон Российской Федерации;

  2. Федеральные конституционные законы; – регулируют вопросы, которые определены в Конституции;

  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений;

  4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.


    Помимо законов, перечисленных выше, можно назвать и ряд «других» законов, регулирующих напрямую или затрагивающих вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, например, Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.10 которого предписывает всем опасным производственным объектам заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

    Подзаконный акт – нормативный правовой акт, принимаемый уполномоченными органами власти в пределах их компетенции и устанавливающий нормы права, основанные на законе, и не противоречащие ему.


    К подзаконным актам относятся

  1. Указы и распоряжения Президента;

  2. Постановления и распоряжения Правительства (например, Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя");

  3. Ведомственные нормативные правовые акты, в том числе: приказы, инструкции, положения, уставы Федеральных органов исполнительной власти (например, Приказ МЧС России от 20.02.2013 N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя");

  4. Местные нормативные правовые акты, в том числе: решения, постановления и распоряжения органов местного самоуправления;

  5. Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты, в том числе приказы, протоколы, положения, уставы и т.п. (например, «Положение о нештатном газоспасательном формировании», «План локализации (ликвидации) аварии и т.д.).


    Локальные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций, иных органов для регулирования их внутренней деятельности и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций, органов.

    Локальные нормативные акты обязательны для соблюдения работниками (членами), всеми или их частью, соответствующего предприятия, организации. Они принимаются самой организацией и содержат нормы права.

    Локальные нормативные акты принимаются предприятиями, организациями в дополнение и развитие законов и иных нормативных правовых актов, либо в случаях, когда в законодательстве имеется пробел, который необходимо заполнить, например, законодательно не определен порядок расчета структуры и численности аварийно-спасательной службы (формирования). Такая задача, как и подобные ей, может быть решена только при помощи локального нормативного акта, принятого работодателем, например, «Протокол комиссии по обоснованию структуры и численности».

    Локальные нормативные акты разрабатываются и в тех случаях, когда необходимо формализовать процедуры применения законодательных и иных нормативных правовых норм. Примером такого локального нормативного акта может служить регламент осуществления определенной функции.


    Часть 1 статьи 11 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в числе нормативных правовых актов, которыми руководствуются АСС, АСФ, называет такие документы, как положения, уставы, правила. Это не случайно. Порядок, способы и особенности ведения каждого из установленных законом видов аварийно-спасательных работ (тактика действий) федеральными законами не регулируются. Необходимы подзаконные акты (руководящие документы), содержащие основные положения по организации и ведению конкретного вида аварийно-спасательных работ. Такими документами и являются положения, уставы, правила, руководства, наставления и т.п.


    Положения устанавливают основы организации и функционирования АСС, АСФ в зависимости от выполняемых видов аварийно-спасательных работ и (или) сферы деятельности обслуживаемых ими объектов, принадлежности территорий. Например, «Положение о газоспасательной службе и добровольной газоспасательной дружине на предприятиях металлургического комплекса России» (утв. Заместителем Министра экономики России от 25.02.2000 г., согласовано Госгортехнадзором России письмом от 22.02.2000 г. №03-35/61), «Положение о газоспасательных формированиях» (утв. Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации 05.06.2003 г., согласовано с Госгортехнадзором РФ 16.05.2003 г.), «Положение о противофонтанных военизированных частях нефтяной отрасли Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 23.11.1994 № 273).


    Уставы, правила, руководства, наставления содержат основы оперативных действий подразделений АСС, АСФ, спасателей в зависимости от вида аварийно-спасательных работ и (или) сферы деятельности обслуживаемых ими объектов, принадлежности территорий. Например, «Устав ВГСЧ по организации и ведению горноспасательных работ на предприятиях угольной и сланцевой промышленности (утв. Приказом Минтопэнерго РФ № 175, Госгортехнадзора РФ №107 от 27.06.1997 г.), «Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ» (утв. Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации 05.06.2003 г., согласован Госгортехнадзором Российской Федерации письмом от 16.05.2003 г. №АС о4-35/373).


    В заключении необходимо отметить, что формирование нормативной базы, регулирующей организацию и деятельность АСС, АСФ, а также её своевременное обновление и утверждение были и остаются одной из наиболее актуальных задач на современном этапе.

нормативные акты