Заказать обратный звонок +7 (48762) 7-37-08 +7 (48762) 7-36-44
https://uk-cert.ru
Учебно-консультационный центр аварийно-спасательных формирований
 

Проблемные вопросы в организации и деятельности АСС и АСФ на современном этапе

 

     Доклад Андрианова Сергея Николаевича – Генерального директора АО «Центр аварийно-спасательных формирований», члена МАК, заместителя председателя ОАК 5/6 – на тему «Проблемные вопросы в организации и деятельности АСС и АСФ на современном этапе».



Основные тезисы доклада


    Новомосковск является традиционной площадкой для обмена опытом газоспасателей. На фото участники семинара руководителей газоспасательных служб, который состоялся в 1969 году.



    Новомосковск оправдывает свое негласное наименование «столицы газоспасателей». Согласно архивным данным в Новомосковске находится старейшее газоспасательное подразделение России – Новомосковский газоспасательный отряд АО «ЦАСФ», который начал свое существование в далеком 1932 году. На фото приказ по Бобриковскому строительству о создании первой газоспасательной станции



Рассмотрим основные проблемные вопросы в организации и деятельности АСС и АСФ на современном этапе.

Актуальным вопросом была и остается нормативно-правовая база деятельности АСС и АСФ.


Предполагаемые изменения в нормативной базе


Планируемые изменения в Федеральном законе №151-ФЗ
"Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
(в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ)


1) статью 5 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ.

К аварийно-спасательным работам относятся:


    горноспасательные работы — аварийно-спасательные работы, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и/или рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата;


    газоспасательные работы - аварийно-спасательные работы, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и/или пожароопасных, и/или взрывоопасных веществ, за исключением работ, отнесенных к горноспасательным работам и аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров;


    противофонтанные работы - аварийно-спасательные работы, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата, и объектах подземного хранения газа и газового конденсата;


    поисково-спасательные работы - аварийно-спасательные работы, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, акваториях и транспорте;


    аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - аварийно-спасательные работы, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;


    работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные работы, включающие комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на         защиту населения, производственно-технического персонала организаций и предприятий, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;


    Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.";


2) в статье 7:


    а) в абзаце первом пункта 2 после слов "аварийно-спасательные формирования" дополнить словами ", за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих горноспасательные работы,";


    б) в абзаце втором пункта 2 слова "министерств, ведомств" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти";


    в) в абзаце четвертом пункта 2 слова "органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" заменить словами "территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";


    г) пункт 2 дополнить абзацем пятым следующего содержания: "Профессиональные   аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, осуществляющие горноспасательные работы, создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованным с федеральными органами исполнительной власти, в сферу деятельности которых входят организации, эксплуатирующие объекты ведения горных работ.";


3) пункт 1 статьи 11 дополнить абзацем вторым следующего содержания:


    "Требования к составу, структуре, комплектованию, оснащенности, постоянной готовности, порядок осуществления деятельности выполняющих горноспасательные работы профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, условия размещения и несения дежурства спасателями, входящими в состав данных служб (формирований), а также порядок расчета стоимости обслуживания данными службами (формированиями) объектов ведения горных работ, устанавливаются Правительством Российской Федерации."


Планируемые изменения в Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240
«О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»


а) дополнить Постановление пунктами 4-6 следующего содержания:

    «4. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» установить, что к видам аварийно-спасательных работ относятся:

    1)  работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на суше.

    2)  работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водах (за исключением внутренних морских вод).»

    5. В соответствии с частью первой статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» установить, что одним из требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса является наличие специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.

    6. Организациям, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, имеющим собственные аварийно-спасательные формирования (службы), и профессиональным аварийно-спасательным формированиям (службам), готовым к выполнению работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в 6-ти месячный срок спланировать и провести мероприятия по оснащению аварийно-спасательных формирований (служб), не ниже норм минимального оснащения согласно приложению».


б) дополнить указанное постановление Приложением.


    Данные изменения в ПП №240 предполагают появление на законодательном уровне новых видов аварийно-спасательных работ. В настоящее время перечень видов аварийно-спасательных работ, установленный ст 5 №151-ФЗ дополнен следующими видами:


Постановление Правительства Российской Федерации
«Об аварийно-спасательных работах»
от 28 августа 2014 г. №867


    «Отнести работы по ликвидации последствий радиационных аварий к аварийно-спасательным работам»


Постановление Правительства Российской Федерации
«Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, на внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
от 14 ноября 2014 г. №1189


    «Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, на внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ относятся к видам аварийно-спасательных работ»


    Необходимо продолжить работу по формированию требований и рекомендаций для аттестации на существующие виды аварийно-спасательных работ, в том числе разработку методических рекомендаций по линии МАК в рамках реализации ПП №1091.


        «Аттестационные комиссии организуют свою работу в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Межведомственной аттестационной комиссией». (Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091)


    Действующие методические рекомендации на виды аварийно-спасательных работ включают:

                «Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на право ведения газоспасательных работ», утверждены МАК 05 июня 2012 г. протокол №2;

                «Методические рекомендации по проведению аттестации спасателей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ», утверждены МАК 05 июня 2012 г. протокол №2;

                «Методические рекомендации по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ», утверждены МАК 04 сентября 2014 г протокол №2;

                «Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров», утверждены МАК 12 мая 2015 г. протокол №2

 

Предполагаемые изменений в нормативной базе


Проект Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
“Об утверждении требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах,
в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”


Разработка профессионального стандарта для газоспасателей


    Важную роль для личного состава газоспасательных служб и формирований будет играть профессиональный стандарт для газоспасателей.

    «Принципиальная роль в качественном развитии экономики принадлежит новым профессиональным стандартам. Они должны задать требования к квалификации каждого специалиста. … их подготовка должна идти с участием самих профессиональных сообществ».

                                               Послание Президента Федеральному Собранию
                                               12 декабря 2013 года, Москва, Кремль

    Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.


Применение профстандартов:


    Образовательные организации - при разработке основных и дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (требование Федерального закона об образовании). 

    Работодатели будут обязаны применять профессиональные стандарты с 1 июля 2016 года (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

    Работодатели применяют их с учетом специфики и масштабов деятельности:

  • при определении трудовых функций работников;

  • при разработке штатных расписаний

  • должностных инструкций, тарификации работ;

  • при создании систем оплаты труда;

  • при аттестации работников;

  • в организации обучения работников.



Снижение класса условий труда газоспасателей


    Проблемным вопросом остается специальная оценка условий труда личного состава АСС, АСФ.

    Наметилась негативная тенденция к снижению класса условий труда газоспасателей, а именно изменение в оценке условий труда спасателей от опасных и вредных условий труда к допустимым.


    Как следствие утрата льгот гарантий и компенсаций, в том числе льготного пенсионного обеспечения.

 

Результаты проверки деятельности АСС, АСФ,
обслуживающих опасные производственные объекты




Решение МАК по результатам проверки деятельности АСС, АСФ,
обслуживающих опасные производственные объекты






Вопросы проверки при аттестации готовности спасателей к исполнению обязанностей


    В целях всестороннего контроля аттестуемых и в связи с выявляемыми фактами их недостаточной подготовки аттестационными комиссиями ведется работа по обеспечению проверки готовности всех категорий спасателей при прохождении аттестации, в том числе с помощью дистанционных технологий.


Постановление Правительства Российской Федерации
«О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей»
от 22 декабря 2011 года №1091


    «3. Граждане, приобретающие статус спасателя, и спасатели аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя и класса квалификации. При проведении аттестации гражданина, приобретающего статус спасателя, или спасателя определяется его соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством Российской Федерации».

    «Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются:

    - прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;

    - выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    профессионального обучения по программам профессиональной подготовки спасателей».


Федеральный закон №151-ФЗ
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
от 22 августа 1995 года


«Статья 27. Обязанности спасателей


1. Спасатели обязаны:

    - быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

    совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;

    неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

    активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

    неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;

    разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.


2. Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта)


    Рекомендации по проверке готовности спасателей к исполнению обязанностей при аттестации на право ведения газоспасательных работ содержатся в следующих документах:

    Методические рекомендации по проведению аттестации спасателей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ», утверждены МАК 05 июня 2012 г. протокол №2, Приложение А.


    «Основные знания и умения спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя при проведении аттестации на право ведения газоспасательных работ».

    «Рекомендации по проведению тестирования газоспасателей» разработаны в соответствии с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»  (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря  2011 г. № 1091), «Положением о постоянно  действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (утверждено приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102) и согласованы Отраслевой комиссией химической промышленности Минпромторга России (ОАК 5/6).

    Рекомендации содержат тестовые упражнения, предназначенные для проверки готовности спасателя к ведению газоспасательных работ.


       



    Применение Рекомендаций направлено на совершенствование работы аттестационных комиссий, обеспечение контроля за уровнем готовности спасателя и гражданина, приобретающего статус спасателя, к исполнению обязанностей по проведению газоспасательных работ, повышение объективности оценки знаний и навыков газоспасателей.

 

Импортозамещение СИЗ и аварийно-спасательного оснащения


    Качество отечественного аварийно-спасательного оснащения и СИЗ значительно выросло за последние годы. Примером эффективного импортозамещения средств индивидуальной защиты кожи является разработка серии защитных изолирующих костюмов «Витязь» от ведущего отечественного производителя АО «КазХимНии».


Костюмы для газоспасателей серии «Витязь» АО «КазХимНии»


    На основании проведенных исследований сделан вывод о универсальности защитных свойств инновационного многослойного защитного изолирующего материала ЛТЛ-1-2, соответствие его европейским требованиям для костюмов высшего уровня защиты.

    Материал ЛТЛ-1-2 не уступает лучшим зарубежным образцам Himex (материал костюма TeamMaster pro – ET фирмы Dräger, Германия) и Vautex Elite (материал костюма Vautex Elite EТ фирмы MSA, США) по защитным показателям, однако имеет меньшую поверхностную плотность, большую эластичность, стойкость к истиранию и химстойкость покровных слоев.


Обеспечение АСС, АСФ аппаратами ИВЛ


    Основной аппарат ИВЛ для газоспасательных подразделений «ГС-10» не имеет необходимых разрешительных документов для применения на территории Российской Федерации. По своим тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам полноценной замены аппарату «ГС-10» на отечественном рынке не было до настоящего момента.

    Заканчиваются опытно-конструкторские испытания новейшей разработки российского аппарата ИВЛ для газоспасателей «ГС-16», который будет по многим параметрам превосходить аппарат «ГС-10».

    Выпуск аппарата ИВЛ «ГС-16» в серию планируется на конец 2016 – начало 2017 гг.




конференция ЦАСФ доклад