Заказать обратный звонок +7 (48762) 7-37-08 +7 (48762) 7-36-44
https://uk-cert.ru
Учебно-консультационный центр аварийно-спасательных формирований
 

Специальная оценка условий труда

   Предлагаем Вашему вниманию доклад, подготовленный старшими преподавателями АНО ДПО "УКЦАСФ" Шаверневой Вероникой Алексеевной и Ерзауловой Анастасией Александровной, на тему "Специальная оценка условий труда".




Специальная оценка условий труда


   В своеобразном хит-параде вопросов охраны труда одно из лидирующих мест на сегодняшний день продолжает занимать проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ).
   Напомню Вам, что с 1 января 2014г. упразднена процедура аттестации рабочих мест по условиям труда в связи с принятием двух основных Федеральных Законов: 426-ФЗ от 28 декабря 2013г. «О специальной оценке условий труда» и второго закона - «спутника», датированного тем же числом, 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ о СОУТ».
   Специальная оценка условий труда, подобно живому организму, в процессе жизнедеятельности претерпевает ряд изменений, в связи с чем вступили в силу Федеральные законы №160-ФЗ от 23.06.2014г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и №136-ФЗ от 01.05.2016г. «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О СУОТ».
   По замыслу разработчиков СОУТ призвана стать инструментом для перехода от формального подхода предоставления компенсаций, основанного на положениях Списков, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие вредных и опасных факторов. Это дает возможность решить вопрос о целесообразности предоставления компенсаций работникам за работу во вредных и опасных условиях труда. И, безусловно, стимулирует работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов.
   Несколько слов об организационных основах (схема 1).



Схема 1 – Организация проведения СОУТ


   Финансирование и организация СОУТ является обязанностью работодателя.
   Периодичность проведения на каждом рабочем месте составляет не реже 1 раза в пять лет (ч. 4 ст. 8 ФЗ о СОУТ). В определенных случаях работодатель до истечения указанного срока обязан провести внеплановую спецоценку условий труда. (например, при вводе нового рабочего места, произошедшего несчастного случая или выявленного профессионального заболевания, получения предписания госинспектора труда в связи с нарушениями требований ФЗ о СОУТ и т.д.).
   Осуществляется спецоценка работодателем совместно с привлекаемой специализированной организацией, аккредитованной на право проводить данную процедуру и соответствующей многочисленным требованиям, установленным статьей 19 Федерального закона о СОУТ.
СОУТ проводится в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минтруда от 24.01.2014г. № 33н.
   Алгоритм проведения процедуры СОУТ не отличается от ранее проводимой аттестации, поэтому полной неожиданностью для работодателей не стал. Тем не менее, изменения имеют место быть, и те положения, которых они коснулись, мы рассмотрим подробнее.
   На начальном этапе для организации и проведения процедуры СОУТ работодатель создает комиссию.
   На что стоит обратить внимание: в состав комиссии включаются только представители работодателя, эксперты организации в ее состав не входят.
   Если ранее аттестующая организация проводила не только исследования и замеры, но и могла влиять через своего представителя на решения комиссии, то теперь эксперты осуществляют лишь техническую работу с представлением результатов в комиссию, а дальнейшие решения комиссия принимает самостоятельно.
   Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов.
   С вступлением в силу ФЗ о СОУТ возникает возможность оценить условия труда без инструментальных измерений. Процедура идентификации позволяет принять решение проводить или нет на конкретном рабочем месте измерения опасных факторов.
   Выявление на рабочем месте вредных факторов проводится путем обследования экспертом рабочего места: визуального осмотра, опроса работников, ознакомления с предоставляемыми работодателем документами.
   Выявленные данными способами факторы, эксперт сопоставляет с опасными факторами, предусмотренными Классификатором, сравнивая их наименования. Если факторы совпадают, то они признаются идентифицированными как вредные (или) опасные. В этом случае принимается решение о проведении измерений и уже на основании фактических значений, эксперт осуществляет отнесение условий труда по степени вредности к классам (подклассам).
   Если же эксперт не выявил на рабочем месте вредных или опасных факторов, либо их наименования не совпадают с Классификатором, то фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, а условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми. В этом случае работодатель обязан подать декларацию о соответствии условий труда государственным требованиям в территориальный орган Роструда в течение 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
   Таким образом, процедура идентификации позволяет работодателю избежать затрат, связанных с проведением полноценных исследований и измерений на тех рабочих местах, где условия труда не оказывают негативного воздействия на работников, что, в свою очередь, высвобождает средства, которые могут быть направлены работодателем на развитие производства, повышение оплаты труда и т.п. Результаты СОУТ применяются для:
   - информирования работников об условиях труда на рабочих местах,
   - установления работникам гарантий и компенсаций;
   - разработки и реализации мероприятий по улучшению условий труда работников;
   - установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
   - расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС.
   Как упоминалось ранее, в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 426-ФЗ, СОУТ проводится в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минтруда № 33н от 24.01.2014г. «Об утверждении методики проведения СОУТ. Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении СОУТ и инструкции по ее заполнению (с изменениями, Приказ Минтруда № 24н от 20.01.2015 г.).
   Статья 9 Федерального закона предусматривает проведение СОУТ с учетом особенностей в организациях. Перечень таких рабочих мест определен Постановлением Правительства РФ № 290 от 14.04.2014г. «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых СОУТ проводится с учетом устанавливаемых особенностей».
   Минтруду РФ поручено утвердить особенности проведения СОУТ в отношении рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
   При разработке проекта приказа определено, что особенности заключаются в наличии опасности для жизни и здоровья работников при проведении вышеперечисленных работ, в связи с чем условия труда при их выполнении должны быть отнесены к опасному классу.
   Но, до принятия соответствующих особенностей, специальная оценка на указанных рабочих местах проводится в общем порядке!
   На следующей схеме представлены основные изменения, которые были внесены законом - «спутником» СОУТ, - Федеральным законом № 421-ФЗ.



Схема 2 – Изменения в отдельных законодательных актах РФ


   Изменения коснулись:
   - Трудового кодекса РФ в решении вопроса о предоставлении работникам компенсаций;
   - законодательства о страховых взносах в ПФ в части установления дополнительных страховых взносов в зависимости от класса условий труда;
   - пенсионного законодательства в части пенсионного обеспечения работников, за которых работодателем уплачиваются дополнительные взносы в ПФ, а также особенности сохранения прав работников, включенных в Списки №1 и №2;
   - статей Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ в рамках ужесточения ответственности работодателя за нарушения в области охраны труда.
   Теперь подробнее о вышеперечисленных изменениях (таблица 1).


Таблица 1 – Гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда



   Основанием для предоставления предусмотренных статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ компенсаций работникам является установление вредного или опасного класса (подкласса) условий труда по результатам СОУТ. В данной таблице наблюдается зависимость состава и размера компенсаций от класса (подкласса) условий труда.
   В соответствии с требованиями Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Правила назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному (или) опасному, который устанавливается по результатам СОУТ (п. 3 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ). Если вернуться к данным таблицы 1, очевидно, что всем работникам с 3-м классом вредности, независимо от подкласса, устанавливается льготное пенсионное обеспечение, но, при обязательном соблюдении условия: уплате работодателем дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд по соответствующим тарифам (таблица 2).


Таблица 2 – Дополнительные тарифы страховых взносов


   Расчет тарифов производится на основании класса условий труда. Чем класс вреднее, тем выше денежная сумма дополнительного взноса:
   - опасный класс – 8%;
   - вредный класс – от 2% до 7% (в зависимости от подкласса).
Дополнительный тариф существенно повышает страховую нагрузку на работодателей
.
   В то же время, предусмотрено, что работодатели могут освобождаться от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам при признании условий труда на рабочих местах на оптимальном или допустимом уровне.
   Получить ответ на риторический вопрос что будет, если проигнорировать новый порядок, поможет следующая информация.



   Законодатель, взявшись всерьез за вопросы охраны труда, ввел несколько новых санкций за нарушение правил проведения СОУТ, дополнив КоАП РФ новыми нормами. Так, в частности, в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ или не проведение ее вовсе влечет наложение административного штрафа:
   - на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей;
   - на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей за одно рабочее место.
   В настоящее время специальная оценка условий труда - единственная процедура, которая позволяет решить вопрос, предоставлять ли работникам компенсации за условия труда, определить размер пенсии работников, а также повлиять на экономику организации в целом.
   Подводя итоги, хочется отметить, что являясь благим намерением законодателя улучшить положение работников, 426-ФЗ на практике обострил взаимоотношения между работником и работодателем. Произошло это по ряду причин, одной из которых явилось уменьшение объема предоставляемых работникам льгот. Ни для кого не секрет, что люди выбирают профессию спасателя, в том числе, из-за льгот. А по факту, рискуя своим здоровьем и, подчас, жизнью не получают ничего. Работодатели, как правило, снижают класс условий труда, а иногда и вообще сводят его к допустимому. Происходит это в 99% случаев из-за непосильного финансового бремени.
   Имея на сегодняшний день некоторый опыт в проведении СОУТ на своем предприятии, в качестве рекомендации при решении столь не простого вопроса, хотелось бы предложить оптимальный, на наш взгляд, вариант установления компромисса, когда работодатель, благодаря существенному снижению финансовой нагрузки, имеет возможность обеспечить стабильность таких компенсаций, как льготное пенсионное обеспечение (по Спискам) и ежемесячную 4% доплату, а работник, в свою очередь, получить пусть и минимальные, но гарантированно закрепленные льготы. Такую возможность обеим сторонам предоставляет класс вредности 3.1.
   В любом случае, вести поиск «золотой» середины, придерживаясь принципа поговорки «худой мир лучше доброй войны», придется до тех пор, пока нет документа, способного «пролить» свет на данную ситуацию. А мы искренне надеемся, что в итоге все получится как надо, а не как всегда.







конференция ЦАСФ доклад охрана труда