Вопросы и ответы
Необходимо ли газоспасателей, работающих с аппаратами на сжатом воздухе, обучать в Ростехнадзоре по правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением?
Механик, обслуживающий эти аппараты, обучен и имеет соответствующее удостоверение.
Необходим аргументированный ответ со ссылками на нормативные документы. Спасибо!
В настоящий момент требования надзорных органов к наличию обучения и аттестации газоспасателей по правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, связаны с тем, что баллоны воздушных дыхательных аппаратов по своим характеристикам соответствуют критериям п.2 и п.3 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее ФНП).
В соответствии с п. 218 раздел V «Требования промышленной безопасности к эксплуатации оборудования, работающего под давлением» ФНП от 25 марта 2014 г. № 116:
«…при эксплуатации оборудования под давлением, эксплуатирующая организация должна:
б) назначить приказом из числа специалистов, …ответственного (ответственных) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением (например, руководителя и заместителя руководителя АСС, АСФ – прим. автора), а также ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением (например, механика по ремонту – прим. автора).
з) специалистов (руководители АСС, АСФ, командиры отрядов, взводов, пунктов, механики по ремонту – прим. автора), связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, обеспечить аттестацией в области промышленной безопасности, а также – проверки знаний рабочих (газоспасатели, ком. отделений – прим. автора) в объеме производственных инструкций и допуска их к работе. Для этих целей назначить комиссию по аттестации из числа руководителей и главных специалистов, аттестованных в комиссии Ростехнадзора в порядке, установленном положением об аттестации (например, руководитель и заместитель руководителя АСС, АСФ, механик по ремонту – прим. автора)».
Таким образом, нормативные документы не требуют обязательно обучать всех газоспасателей в Ростехнадзоре.
Достаточно будет обучить и аттестовать в области требований промышленной безопасности, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, 3-х человек из числа руководителей и главных специалистов организации и сформировать (назначить приказом) комиссию по аттестации.
Обучение газоспасателей в области промышленной безопасности, связанной с эксплуатацией оборудования, работающего под давлением, может проводится непосредственно в организации (АСС, АСФ) в соответствии с производственными инструкциями (утвержденными программами), разрабатываемыми на основе руководства (инструкции) по эксплуатации воздушных дыхательных аппаратов и (или) воздушных баллонов, «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» и др. (с учетом конкретного вида оборудования, особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией, с учетом выполняемых работ). По окончанию обучения проводится заседание аттестационной комиссии организации (АСС, АСФ) по проверке знаний рабочих (для газоспасателей) и по аттестации руководителей и специалистов (для командного состава и специалистов АСС, АСФ). Результаты проверки знаний рабочих и аттестации руководителей и специалистов оформляются протоколом (см. пример).
Периодичность проверки знаний рабочих – ежегодно, аттестация руководителей и специалистов – один раз в пять лет (ФНП).
Допуск к самостоятельной работе с оборудованием под давлением должен быть оформлен приказом (распоряжением) по организации.
Образец протокола аттестационной комиссии:
Примечание: Порядок организации работ по подготовке и аттестации, организации проверки знаний в области промышленной безопасности регламентирован «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД-03-19-2007) и «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД-03-20-2007) утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37.
К сожалению, в квалификационных требованиях информации не так много. А именно:
Порядок заполнения книжки спасателя:
- Все записи в книжке спасателя делаются ручкой и заверяются подписями и печатями лиц, сделавших запись.
- В графе "Особые условия при проведении работ" отмечается: зараженность местности радиоактивными, химическими веществами, возбудителями инфекционных заболеваний, работа под водой, в задымленных и загазованных помещениях, метеоклиматические условия и количество часов работы в этих условиях.
- В графе "Особые отметки" делаются записи о награждении правительственными наградами, отказ в аттестации и т. п.
- Графа "Владеет специальностями" заполняется при аттестации, на основании предъявленных документов.
- При изготовлении книжки спасателя раздел 8 "Участие в спасательных работах" по мере необходимости может быть увеличен по объему.
Непосредственно в газоспасательных формированиях заполнение основного раздела (графа 8) производится во многом произвольно. Я попытался обобщить, на мой взгляд, наиболее удачные варианты. Привожу пример заполнения книжки спасателя. Записи в графе 8 книжки спасателя делаются на основании соответствующих записей в оперативном журнале АСФ. Цифры жирным - это номера страниц, запись на каждой странице соответствует записи на остальных.
8. Участие в спасательных работах
1. Продолжительность, место проведения работ
10.02. 2008 г. (16.07-18.15)
ОАО «Н-кий химкомбинат», цех 4
15.06.2008 г. (20.10-20.55)
ОАО «Нефтебаза», резервуарный парк
24.10.2008 г. (10.25-12.10 часа)
ОАО «Н-кий химкомбинат», склады
07.12.2008 г. (14.30-15.00 мин)
ОАО «Н-кий химкомбинат», колонна синтеза аммиака
2. Характер выполняемых работ
Локализация утечки жидкого хлора.
Эвакуация пострадавшего из емкости.
Разведка зоны ЧС. Поиск пострадавших.
Эвакуация пострадавшего с высоты. Оказание первой помощи пострадавшему.
3. Особые условия проведения работ
Работа в СИЗК и СИЗОД (45 мин) в условиях загазованности хлором
Работа в СИЗК и СИЗОД (30 мин) в непригодной для дыхания атмосфере
Работа в СИЗОД (60 мин) при высокой температуре (выше +27) в задымленном и загазованном продуктами горения складе
Работа на высоте (отметка 30 метров), спуск пострадавшего с сопровождением
4. Оценка деятельности спасателя и подпись должностного лица (командира), руководящего спасательными работами, печать
«хорошо»
Ком. ВГСО --------
«удовлетворительно»
не отобрана проба воздуха
Зам. ком. ВГСО ----
«хорошо»
Ком. ВГСО--------
«хорошо»
Ком. ВГСО--------
Правильно ли я понимаю что для АСС газораспределительной организации требования по заполнению Книжки Спасателя такие же?
Требования к заполнению книжки распространяются на все АСФ.
Сейчас в этом вопросе вашему работодателю никто не указ. К сожалению, собственник может легко превратить механика в монтера-механика, слесаря-ремонтника, помощника слесаря и т.д. Цель одна - снижение оклада, положенного механику по статусу. Соответственно уровень компетентности и отношение к работе у человека будет снижаться до слесаря-ремонтника.
В соответствии с разделом 7 «Положения о газоспасательных формированиях»
«7. Штаты и оснащение газоспасательного формирования...»
7.6. В штате газоспасательного формирования должна быть предусмотрена должность механика по проверке и ремонту изолирующих дыхательных аппаратов, герметичных защитных костюмов, аппаратов искусственной вентиляции легких, кислородных и воздушных компрессоров и другого газоспасательного оснащения формирования, а также по проверке и ремонту аналогичного оборудования обслуживаемого предприятия".
В соответствии с разделом 2 «Методических рекомендациях по проведению проверки и определению возможностей аварийно-спасательных формирований при аттестации на право ведения газоспасательных работ для химически опасных объектов»:
«... в штате аварийно-спасательного формирования должны быть предусмотрены должности:
командир - 1;
заместитель командира - 1;
командир взвода - по количеству взводов;
механик 1-2 (зависит от объема обслуживаемого газоспасательного оснащения);
инструктор профилактики - из расчета обслуживания одним инструктором профилактики 3-5 химически опасных или взрывопожароопасных объектов;
водитель - по количеству дежурных отделений в соответствии с категорией транспортных средств формирования.
…. Структура и численность АСФ утверждается Учредителем формирования. Определение структуры и численности формирования может проводиться с привлечением специализированных организаций с оформлением протокола заседания комиссии. Документ, устанавливающий структуру и численность АСФ для ведения газоспасательных работ, должен содержать соответствующее обоснование. В ходе проверки анализируется соответствие структуры и численности АСФ возлагаемым на него задачам и функциям».
Таким образом, при проведении предаттестационной проверки вашего подразделения постарайтесь обратить внимание рабочей группы, членов комиссии на отсутствие должности механика. Посмотрите протокол заседания комиссии по определению структуры и численности вашего АСФ, какая должность в нем определена (механик или слесарь-ремонтник). Я думаю, что аттестационная комиссия может решить эту проблему, указав вашему руководству на такое несоответствие.
Уважаемый Сергей Николаевич! Работаю газоспасателем и интересует вопрос, на который никто из руководства полностью и понятным языком не может ответить. Зачем на воздушных баллонах, после открывания вентиля до конца, нужно делать полоборота назад ? Используем аппараты MSA AUER. И ещё один вопрос: есть или нет "срок хранения " воздуха в баллонах? (например если баллоны пролежали полгода, а потом их поставить на аппарат и использовать?) Заранее спасибо за ответ.
Если ответить понятным языком, то подобная практика возникла в целях предупреждения поломки вентиля баллона и во избежание ошибочного перекрытия вентиля баллона в загазованной зоне.
Дело в том, что в процессе применения изолирующих дыхательных аппаратов были зафиксированы неоднократные случаи ошибочных действий спасателей, когда под высокой нагрузкой у них возникало ощущение нехватки воздуха. При этом зачастую эта ситуация воспринималась как следствие неполного открытия вентиля баллона. Пытаясь решить эту проблему, спасатели, находясь в состоянии стресса и в условиях нехватки времени, либо выворачивали (ломали) вентиль баллона, либо производили механически его перекрытие. Рекомендуемое всем открытие вентиля баллона до конца и пол оборота назад создает небольшой запас холостого хода, который в нештатной ситуации позволяет избежать указанных выше проблем и сразу определить правильное положение вентиля.
В отношении срока хранения воздуха четких указаний мне не попадалось. При наличии у вас исправного воздушного компрессора с хорошими фильтрами только достаточно осушенный и очищенный от примесей воздух закачивается в баллоны дыхательных аппаратов. При этом раньше воздух из баллонов стравливали и наполняли заново как минимум раз в год при проведении годовой проверки ИДА. Если посмотреть на этот вопрос с точки зрения оперативной готовности, то в любом боеспособном газоспасательном формировании не реже одного раза в месяц должны проводиться практические тренировки газоспасателей в газодымной камере, что предполагает практически полное расходование воздуха в баллонах и их повторное наполнение.
Баллоны положено хранить с запасом воздуха. Воздух заправляется всегда осушенный, и конденсат выпадать не будет при перепаде температур, и,соответственно, баллоны ржаветь не будут. После длительного хранения воздух рекомендуется заменить.
Какие переносные газоанализаторы грамотно подобрать для газоспасательного формирования (службы), какое их количество, на какие контролирующие газы? На ОПО (в цехах завода) образуются взрывоопасные пыли и пары. Основное сырье: светлые нефтепродукты (растворители); порошки, образующие токсичные и взрывоопасные пылевоздушные смеси. Все сырье и готовая продукция - 2 класса опасности (высокоопасные вещества). Может быть, подобрать аналогичные стационарным (такие как в проектах)??? Хотелось бы один-два универсальных, современных, на несколько контролирующих газов.
На сегодняшний день российский рынок предлагает большое количество газоанализаторов различных производителей. Поэтому мы не имеем физической и финансовой возможности приобрести и апробировать все модели. Кроме этого, рекомендация конкретных производителей от лица института может быть воспринята как явная реклама. К счастью, на многих сайтах существует функция по выбору газоанализаторов по конкретным компонентам. Как пример - http://eurolabgas.ru. Вы можете, используя подобную функцию, определить для себя основные марки и модели газоанализаторов, которые вам подойдут. Затем оценить их ценовой сегмент для принятия окончательного решения.
Приведите, пожалуйста, практический пример функционирования газоспасательного формирования, выведенного из структуры предприятия (аутсорсинг), достаточно удаленного от г. Новомосковска (ЦАСФ). При этом на расстоянии от 50 до 100 км всего лишь один ОПО.
Поясните, пожалуйста, преимущества при передаче на аутсорсинг:
- Как повысится инвестиционная привлекательность компании?
- Сокращение затрат на оплату труда, при этом гарантия на сохранение заработной платы сотрудников формирования. Непонятно?
- Сокращение затрат на закупку пожарного и аварийно-спасательного оснащения и оборудования. Тоже непонятно?
Расходы на содержание формирования, здания, оборудования, закупки и т.д. снизятся?
Основная цель аутсорсинга – передача непрофильных видов деятельности в руки профессионалам, влекущая за собой определенные выгоды для предприятий.
К сожалению, некоторые руководители и собственники предприятий при передаче услуг по газовой безопасности на аутсорсинг делают основную ставку на сокращение расходов. Однако на деле, при условии обеспечения надлежащего качества услуг, сокращение расходов на данный вид деятельности вряд ли возможно. Это обусловлено рядом факторов, в том числе: сохранением при переходе к аутсорсеру структуры и численности газоспасательного формирования, размера заработной платы, всех льгот, гарантий и компенсаций. ФОТ и отчисления составляют примерно 70% от суммы всех расходов на содержание формирования.
Помимо прочего, добавляется рентабельность аутсорсера и НДС.
Однако это, конечно же, не означает, что экономическая эффективность не может быть достигнута. Напротив, аутсорсинг должен быть финансово эффективным. Но не факт, что это случится уже в первый или второй год. Т.е. эффективность достигается лишь с течением времени, но не в момент передачи.
Поэтому экономическую эффективность следует отнести в конец списка плюсов аутсорсинга. А преимущества аутсорсинга услуг по газовой безопасности распределяются следующим образом:
1. Повышение эффективности управления предприятием:
- Делегирование вспомогательных процессов подрядной организации (аутсорсеру) позволяет менеджерам концентрироваться на основной деятельности и тем самым повысить эффективность управления предприятием.
2. Минимизация рисков:
- Отсутствие рисков возникновения неблагоприятных последствий по результатам аттестации аварийно-спасательного формирования, лицензирования деятельности по тушению пожаров, соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности и реагирования на аварии и ЧС на территории и объектах компании.
- Отсутствие ответственности руководства компании, в т.ч. административной и уголовной, за вред, причиненный неправильными действиями при проведении аварийно-спасательных работ.
- Отсутствие ответственности при проведении проверок АСФ надзорными органами.
- Отсутствие рисков затруднения или приостановки деятельности формирования по объективным и необъективным причинам (например, по причине болезни ключевого сотрудника, внутрифирменного психологического конфликта, массового увольнения и т.д.).
3. Повышение качественного уровня:
- Гарантии того, что процессы будут произведены заведомо качественно, т.к. этим займется группа профессионалов аутсорсинговой фирмы, которые специализируются в данной области и имеют богатый опыт выполнения подобных операций для сторонних организаций различного профиля деятельности.
- Возможность усиления в случае необходимости аттестованными спасателями и техническими средствами из состава профессиональных формирований в структуре аутсорсера.
4. Ответственность Подрядчика.
- Материальная ответственность за ущерб, причиненный Заказчику неправильными действиями при проведении аварийно-спасательных работ, в соответствии со ст.17 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
5. Экономическая эффективность:
- Фиксированные и предсказуемые расходы. Гарантии Аутсорсера по сохранению в течение первых лет стоимости услуг без изменений.
- Высвобождение средств от закупки оснащения и оборудования, обучения персонала, мероприятий по аттестации и т.п. При инвестировании аутсорсером средств в закупку оснащения, обучение персонала и мероприятия по аттестации службы заказчик избегает единовременных крупных затрат на указанные мероприятия.
- Снижение управленческих затрат и затрат на администрирование и контроллинг.
- «Прозрачность» отношений, высокая управляемость процессами на основе договора.
- Аутсорсинг в некотором роде позволяет частично перенаправлять инвестиционный капитал в сторону стратегически важных направлений деятельности предприятия. Предприятие перестает инвестировать средства в инфраструктуру, оплачивая только услуги аутсорсинговой фирмы (инвестиционная привлекательность).
6. Получение на льготных условиях дополнительного комплекса услуг, оказываемых аутсорсером:
- Например, в сфере промышленной безопасности компании (разработка и экспертиза деклараций промышленной безопасности, планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций, планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и др.), и (или) в области охраны труда (обучение по вопросам охраны труда, аттестация рабочих мест и т.п.).
Примеры функционирования газоспасательных формирований в структуре ЗАО «ЦАСФ», выведенных на аутсорсинг из структуры предприятий:
1. Южная региональная аварийно-спасательная служба (Краснодарский край).
Обслуживаемый объект – ООО «ЕвроХим – БМУ».
Виды АСР: газоспасательные, тушение пожаров, ЛАРН. Численность службы 77 человек.
2. Невинномысская аварийно-спасательная служба (Ставропольский край).
Обслуживаемый объект – ОАО «Невинномысский Азот».
Виды АСР: газоспасательные, тушение пожаров. Численность службы 150 человек.
В подтверждение положительного опыта работ имеются благодарственные письма руководства обслуживаемых объектов.
Существует необходимость изменить численность НГСФ в связи с ликвидацией одних производственных объектов и вводом новых производственных объектов. Существующая организационно-штатная структура была создана межведомственной комиссией. Какой существует в настоящее время порядок изменения численности и обязательно ли создавать эквивалентную первоначальной комиссию?
Изменение количества обслуживаемых опасных производственных объектов является достаточным основанием для пересмотра структуры и численности НАСФ. При ликвидации объекта обычно достаточно проинформировать аттестационную комиссию официально. При строительстве и пуске новых объектов комиссия по определению структуры и численности должна быть проведена повторно. В любом случае целесообразно сообщить комиссии (в которой ваше НАСФ проходило аттестацию) о произошедших изменениях и дождаться официального ответа.
Крупное химическое предприятие имеет в своей структуре ведомственное газоспасательное формирование. Работа газоспасательного отряда регулируется "Положением о газоспасательных формированиях», утвержденным и введенным в действие первым заместителем министра промышленности, науки и технологии Свинаренко А.Г. 05.06.03 г.
Пунктом 8.10 вышеназванного Положения установлено, что предельный срок службы спасателей ограничивается пенсионным возрастом 55 лет. При этом федеральными законами РФ не установлено никаких ограничений на продолжение газоспасателем трудовой деятельности и по достижении 55 летнего возраста, в том числе и в должности газоспасателя. Лишь действующим пенсионным законодательством предусмотрено право на досрочное назначение пенсии по достижении 55 лет (по списку №2).
На основании изложенного, прошу Вас дать разъяснения по вопросу как следует правильно толковать норму отраслевого документа: имеет ли указанное ограничение силу закона, обязательного для исполнения работником-газоспасателем, либо носит рекомендательный характер?
Ограничение возраста спасателя 55-ю годами, указанное в пункте 8.10 «Положения о газоспасательных формированиях», носит рекомендательный характер и связано с высокой физической и психологической нагрузкой на человека при проведении газоспасательных работ. Достижение спасателем возраста 55 лет не является обязательным условием его увольнения, однако, пункт 8.7.6. вышеназванного Положения определяет, что лица не пригодные к службе по состоянию здоровья подлежат трудоустройству (ст. 72; 182 ТК РФ), а лица, не выполняющие требования соответствующего профессионально квалификационного уровня при аттестации, подлежат увольнению (ст.81 п.36 ТК РФ).
Действительно, в соответствии со статьей 24.1 № 151-ФЗ:
«Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Данная статья закрепляет обязательность государственной дактилоскопической регистрации спасателей. Под дактилоскопической информацией понимается информация об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности. Дактилоскопическая регистрация, и дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности человека.
В Российской Федерации проводятся добровольная государственная дактилоскопическая регистрация или обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.
Дактилоскопическая регистрация спасателей отнесена к числу обязательных и должна проводиться у всех спасателей независимо от их принадлежности. Однако, практическая реализация этого требования связана с целым рядом проблем (финансирование, отсутствие соответствующего оборудования и т.д.) и решена только в ограниченной части спасательных формирований.
Мы дежурим в режиме постоянной готовности круглосуточно по 24 часа. Работа по распорядку дня и сменным графикам.
1 сутки - дежурная смена (дежурство в подразделении).
1 сутки - резервная смена (дежурство в ожидании на дому).
2 суток - выходные.
Нам в табель за сутки дежурства ставят 8 часов + 4 часа = 12 часов.
В 8 часов входят служебная и физ. подготовка, занятия, хоз. работы.
В 4 часа ( 16 часов : 1/4 ) - входят приём пищи, личное время, сон,
16 часов считаются дежурством в ожидании и учитываются в 1/4 за каждый час дежурства в подразделении.
С нами не хотят разговаривать на эту тему... ответ один: не устраивает - заявление на стол... Такой "учёт" длится десятилетиями ...
Уважаемый Сергей Николаевич, как Вы считаете, прав ли работодатель при учёте нашего рабочего времени?
В статье 28 ФЗ-151 указано: "Время дежурства спасателей на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства". Время нахождения вами на смене (в подразделении, а не дома) должно оплачиваться в полной мере, поскольку в случае аварии вы обязаны первыми в нормативные сроки прибыть к месту ЧС вне зависимости от того, что у вас по расписанию (сон, личное время, прием пищи и т.д.). Время сбора при поддежурстве (ожидании на дому) несравненно больше, да и само пребывание дома - это совсем не то, что на рабочем месте. Если обратитесь в Трудовую инспекцию, то выиграете однозначно.
Вы знаете, тут сложно комментировать. Если уж Верховный Суд отдает предпочтение Ведомственному документу в противовес Федеральному Закону, это значит только одно - горноспасатели (как и газоспасатели), по мнению чиновников, не достойны звания или статуса спасателя. Если эту мысль реализовать в жизни, то газоспасатели сейчас вообще не могут работать, не обладая статусом спасателя. В соответствии с ФЗ №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" статьей 9 главы 4 «Нормативные акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом». На деле противоречия нормативной базы так и не были решены.
Требования Единого Тарифно-Квалификационного Справочника (ОК016-94) к профессии "газоспасатель":
Газоспасатель
3-й разряд. Характеристика работ.
…Спасение людей при авариях, сопровождающихся выделением ядовитых паров, а также при несчастных случаях …
4-й разряд. Характеристика работ.
…Проведение газоспасательных работ в несложных условиях...
5-й разряд. Характеристика работ.
…Проведение газоспасательных работ в сложных условиях…
…Руководство работами по спасению людей при авариях, сопровождающихся выделением ядовитых паров и газов, а также при несчастных случаях…
Как видно из приведенной выше характеристики работ, газоспасатель обязан выполнять газоспасательные работы.
Статья 5 ФЗ №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей": «К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации».
Это означает, что газоспасатель должен проводить аварийно-спасательные работы (к каковым законом отнесены и газоспасательные работы). Определение «аварийно-спасательным работам» дает тот же закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Статья 1 ФЗ №151:
«Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения».
Кто согласно ФЗ №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" может проводить аварийно-спасательные работы? – Это аварийно-спасательные формирования и спасатели.
Статья 1 ФЗ №151:
«Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ».
Является ли газоспасатель спасателем? Согласно действующим документам - нет.
Спасатель согласно Постановлению Правительства №702 от 1.11.2001г. в перечне должностей и специальностей относится к категории «специалистов» и имеет код 26534 (Единый Тарифно-Квалификационный Справочник).
Газоспасатель согласно Единому Тарифно-Квалификационному Справочнику (ОК016-94) относится к категории «рабочих» и имеет код 11622.
Может ли газоспасатель выполнять газоспасательные работы, являющиеся его прямой обязанностью, не будучи спасателем? Не может.
Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» каждый работник (в том числе и газоспасатель, как представитель рабочей профессии) в случае возникновения аварии «имеет право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности».
Работы в условиях воздействия факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, предусматривает ФЗ №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Закона о газоспасателях в Российской Федерации не существует.
Вывод:
Существующие нормативно-правовые акты делают невозможным выполнение газоспасателями своих прямых должностных обязанностей без присвоения им статуса спасателя.
Здравствуйте!
Ситуация следующая: на объекте транспортируются опасные вещества ж/д транспортом: дизельное топливо, азотная кислота, серная кислота, натр едкий, масло. Заключен договор с профессиональным АСФ, но время его прибытия на объект 3,5 часа.
- Достаточно ли этого?
- Имеет ли право производственный персонал (не аттестован) заниматься локализацией аварии до прибытия АСФ?
- При разгерметизации цистерн с азотной кислотой возможно образование облака оксидов азота и заражение территории.
Согласно аварийной карточке: для осаждения (рассеивания, изоляции) паров использовать распыленную воду. Имеет ли право собственная ПЧ заниматься осаждением паров? Подскажите, пожалуйста, что делать.
1. Действующий «Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ» дает определение газоспасательным работам:
«Газоспасательные работы - один из видов аварийно-спасательных работ, характеризуются необходимостью их выполнения в условиях наличия в окружающей среде и превышающих предельно-допустимые концентрации токсичных и (или), пожароопасных и (или) взрывоопасных веществ с применением изолирующих средств индивидуальной защиты».
Поэтому проведение работ по локализации и ликвидации аварий с химически опасными веществами на железнодорожном транспорте относится к газоспасательным работам. В соответствии с п.3.7 «Устава АСФ по организации и ведению газоспасательных работ» и п.3.1 «Методических рекомендаций по проведению проверки и определению возможностей профессиональных аварийно-спасательных формирований при аттестации на право ведения газоспасательных работ для химически опасных объектов» аварийно-спасательные формирования должны располагаться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность прибытия к любому обслуживаемому газовзрывопожароопасному объекту за время, не превышающее 3 минуты в дневное время и 5 минут в ночное время суток (22.00 – 6.00 ч) с момента поступления дежурному формирования сигнала об аварии. Указанный вами срок прибытия профессионального АСФ не соответствует требованиям нормативных документов. Для справки: при ветре 1 м/с за один час токсичное облако удалится от места аварии на 5-7 км, при 2 м/с — на 10-14, а при 3 м/с — на 16-21 км.
Необходимость заключения договора на проведение газоспасательных работ с профессиональным АСФ возникает в случае, когда ПЛА предусматривает возможность развития аварийной ситуации уровня «Б» (выход аварии за пределы одного цеха или установки), и на предприятии отсутствует объектовое профессиональное формирование.
2. Привлечение неаттестованного производственного персонала к проведению аварийно-спасательных (газоспасательных) работ противоречит статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации, которая гарантирует каждому работнику в случае возникновения аварии «право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности». Такие работы могут проводиться только обученным и аттестованным в качестве спасателей НАСФ персоналом.
Необходимость создания нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников обусловлена требованиями:
- статей 7 и 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- статьи 7 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
- статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;
- пунктом 2.8. «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;
- пунктом 12.1. «Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора»;
- пунктами 3.4. и 4.3.1. «Методических указаний о порядке разработки плана локализации (ликвидации) аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах».
3. Постановка водяной завесы может быть поручена противопожарным подразделениям при наличии у пожарных соответствующих средств индивидуальной защиты (воздушных изолирующих аппаратов и защитных изолирующих костюмов).
Я бы посоветовал вам создать НАСФ из числа производственного персонала и аттестовать на газоспасательные работы вашу ПЧ.
В связи со вступившими в силу изменениями закона №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аттестацию проводит межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В данный момент невозможно найти информацию, где можно аттестовать АСФ и спасателей в частности (срок действия удостоверений заканчивается), члены комиссии предыдущей аттестации (территориальной комиссии) ссылаются на упразднение территориальных комиссий с и их заменой на межведомственные. Соответственно появляется вопрос: что теперь делать и куда писать для прохождения аттестации?
Изменения Федерального закона от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», которые были приняты 2 октября 2012 г. (№ 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей») коснулись вопросов финансового обеспечения аварийно-спасательных служб.
Ст. 12 «Аттестация аварийно-спасательных служб» № 151-ФЗ не претерпела изменений.
22.12.11 было принято постановление Правительства Российской Федерации №1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», которое утвердило «Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (далее – Постановление 1091).
Постановлением 1091:
- отменено постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. №1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»,
- упразднена Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке и дано поручение создать новый межведомственный орган по вопросам аттестации.
Постановление 1091 действительно вносит значительные изменения в процедуру аттестации, например, такие как:
- аттестация АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, будет проходить только на те виды аварийно-спасательных работ, которые установлены ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:
«К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации»; - Постановлением 1091 установлены обязательные требования, предъявляемые при аттестации к аварийно-спасательным службам (формированиям) и при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (п.12, 22);
- дан исчерпывающий перечень документов, предъявляемых в аттестационную комиссию для проведения аттестации;
- документ, выдаваемый по результатам аттестации АСС (АСФ), - Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ. Форма и описание бланка утверждаются МЧС России. Изготовление и выдача бланков осуществляется МЧС России по заявкам аттестационных органов;
- в системе аттестационных комиссий появился новый субъект - аттестационные комиссии уполномоченных организаций (к уполномоченной организации относится ГК «Росатом»), упразднены региональные комиссии.
Принцип создания аттестационных комиссий в федеральных органах исполнительной власти (ранее назывались ведомственные аттестационные комиссии), в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ранее назывались территориальные комиссии) сохранился. Согласно постановлению 1091 эти комиссии являются постоянно действующими органами, и решений об их ликвидации в постановлении не содержится. Указанные комиссии продолжают работать и в настоящее время.
При этом в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях предусмотрено создание комиссий по отраслевому и территориальному принципу.
В рамках реализации постановления Правительства 1091 на заседании МАК 05.06.2012 г. были утверждены «Временные методические рекомендации по организации работы постоянно действующих аттестационных комиссий по аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (протокол №2). С этим документом вы можете ознакомиться на официальном сайте МЧС России http://www.mchs.gov.ru/activities/?ID=714806.
В связи с вышеизложенным если ваше подразделение относится к подразделениям, указанным в п.11.1 «Временных методических рекомендаций….», то аттестация Вашего формирования должна проводиться в аттестационной комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Одновременно сообщаю, что в настоящее время в федеральных органах исполнительной власти проходит согласование разработанный МЧС России проект приказа, определяющий полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий различного уровня, требования к их составу и порядку принятия ими решений. Данный приказ вступит в силу после регистрации в Минюсте России.
Левенчик С.С., секретарь отраслевой комиссии ОАК 5/6
Значит, на данный момент нужно подготавливать документы для аттестации, пока данный приказ не вступит в силу после регистрации в Минюсте России, но как же быть, если регистрация затянется, а срок действия свидетельства истечёт? В нашем случае это апрель 2013 и как доказать потом, что аттестация была затянута не по нашей вине?
И ещё вопрос: к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации, как же быть, если меня интересует такой вид работ, как "Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды" и можно, например, разбить этот вид деятельности, оставив только "химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды"? В частности, я ссылаюсь на перечень из 42 пунктов, который встречается на различных сайтах.
И подскажите, где можно взять информацию по наименованию и количеству оборудования для проведения тех или иных видов работ?
Спасибо.
Такого вида аварийно-спасательных работ, как "Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды" больше не существует. Соответственно, аттестация на эти работы (как и на большинство из 42-х видов существовавших ранее) не предусмотрена.
Перечень оснащения при аттестации на газоспасательные работы можно посмотреть в «Методических рекомендациях по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на право ведения газоспасательных работ» на сайте МЧС России: http://www.mchs.gov.ru/activities/?SECTION_ID=2711
Требования к аттестации на другие виды АСР отсутствуют в утвержденных редакциях.
Скажите, пожалуйста, администрация предприятия обязана выполнять п. 7.2 ("Спасателям НГСФ, подготовленным и аттестованным в установленном порядке, по решению администрации организации (предприятия) выплачивается ежемесячно доплата в размере до 20% основного оклада штатного газоспасателя 3-го класса") ПОЛОЖЕНИЯ О ГАЗОСПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ?
В указанном вами пункте "Положения о газоспасательных формированиях" сказано "...по решению администрации организации (предприятия)...". Таким образом, это требование не является обязательным и может иметь другие формы выражения. Однако при прохождении НАСФ аттестации представители аттестационной комиссии вправе спросить о этих формах материального поощрения для нештатных спасателей.
Ваш вопрос слишком объемный для форума. Учитывая опыт ведомственных аттестационных комиссий и нашего института, общий порядок создания АСФ предполагает:
- Определение структуры и численности АСФ.
- Разработка нормативной документации АСФ (Положения об АСФ, Табеля технического оснащения и др.).
- Обучение и аттестацию спасателей.
- Приобретение необходимого технического оснащения АСФ.
- Проведение аттестации АСФ.
Каждый из этих этапов имеет свои особенности, которые необходимо отдельно рассматривать. Институтом выпущены "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации нештатных аварийно-спасательных формирований на химически и взрывопожароопасных объектах", в которых многие моменты освещены. Можете приобрести этот документ для изучения или приехать к нам на обучение в группу.
Форму оперативного журнала можно посмотреть в Уставе аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ.
Решение трудовых вопросов с работодателем находится в сфере деятельности Трудового кодекса (№ 197-ФЗ). Обеспечение средствами индивидуальной защиты регламентировано ст. 22.(основные права и обязанности работодателя). В связи с этим приобретаемые работодателем СИЗ (средства индивидуальной защиты) должны отвечать соответствующим требованиям безопасности (№ 151-ФЗ. ст. 1. п/п. 2;4;5.). Отказаться от применения конкретного приобретаемого дыхательного аппарата можно при условии, если он (ИДА) не отвечает соответствующим требованиям безопасности (ГОСТ Р 22.9.05-95 Комплексы СИЗ спасателей; ГОСТ Р 22.9.02-95 Режимы деятельности спасателей, использующих СИЗ при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах; ГОСТ Р 12.4.186-97 Аппараты дыхательные воздушные изолирующие). При этом ваше мнение должно быть документально оформлено и зарегистрировано (рапорт, служебная записка и т.д.). Иначе необоснованный отказ спасателя от участия в АСР может привести к одностороннему расторжению с ним трудового договора (ст. 9. п. 4.; ст.11. п.3.).
Приказ Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011г., который вводит с 1 января 2012 года новый Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно положению №2 устанавливает пунктом 13 (Работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью) медицинские противопоказания:
- Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год;
- Заболевания органов кровообращения, даже при наличии компенсации;
- Болезни зубов, полости рта, заболевания челюстно-лицевого аппарата (отсутствие зубов, наличие съемных протезов, анкилозы и контрактуры нижней челюсти, челюстной артрит);
- Глаукома;
- Хронические заболевания верхних дыхательных путей;
- Хронические заболевания бронхолегочной системы с частотой обострения 2 раза и более за календарный год;
- Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания;
- Деформация грудной клетки, вызывающая нарушение дыхания и затрудняющая работу в противогазах;
- Доброкачественные опухоли, препятствующие выполнению работ в противогазах;
- Хронические заболевания среднего уха;
- Заболевания вестибулярного анализатора любой этиологии;
- Понижение остроты зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,5 – на другом, коррекция не допускается;
- Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока;
- Ограничение поля зрения более чем на 10°;
- Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь не менее 3 м).
Вышел Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Это связано с тем, что газоаналитическая лаборатория не является обязательным структурным подразделением ГСФ.
Все зависит от имеющегося у вас оборудования НГСФ (в первую очередь модели воздушных аппаратов). Если оно однотипно с оборудованием ПЧ, то можете заключить с ними договор на обслуживание при условии, что у них есть обученный мастер ГДЗС и все необходимое для обслуживания оснащение (контрольные приборы, компрессоры и т.д.). Если мастер ГДЗС не знаком с оснащением НГСФ, то можно его обучить на нашей базе.
Подскажите, пожалуйста, каким образом производится расчет необходимого количества часов на целевые и общие обследования одного ОПО (установки/цеха НП завода)? Вопрос возник на почве того, что на СООО "Лукойл", которому принадлежат цеха по производству присадок на нашем заводе, с нового года был разработан график, в котором обследования одного цеха включают в себя только одно целевое и одно общее в месяц. Тогда как до нового года целевых и общих было 2 и 6 соответственно (за каждое обследование или согласование ГО работы они отдельно платят нашему предприятию как за оказание услуг). Есть ли какие-то нормы, от которых следует отталкиваться при проведении подобных расчетов, ведь аппаратное оформление и степень опасности той или иной установки/цеха существенно отличаются.
Этим вопросом я занимаюсь исключительно для себя из личного интереса, поэтому очень хотелось бы разобраться. Заранее благодарю!
Ещё один вопрос: есть ли у вас в электронном виде книга Бухмана Я. 3. "Газоспасательное дело"? Какие-нибудь подобные? Можно ли их как-то заполучить?
Текстовая часть и постановка вопросов звучит несколько некорректно. Постараюсь пояснить каким образом и на основе каких нормативно-правовых документов на любом ОПО (независимо от форм собственности...) должна быть построена работа инструкторско-профилактического состава АСФ (аттестованного в установленном порядке на газоспасательные работы).
Изначально должен быть правильно определен статус АСФ (ГСС). На основе нормативно-правовой базы (федеральных законов, подзаконных актов, проектной документации и т.д.) должно быть определено, а главное, правильно закреплено (приказ, наставление, устав…) функциональное назначение АСФ. В документе педантично должны быть прописаны: порядок организации, функционирования, цели и задачи, обязанности и т.д. АСФ, а главное, должен быть определен порядок взаимодействия между АСФ и ОПО (опасный производственный объект). Если данная процедура выполнена правильно и в соответствии нормативно-правовой базой (документально закреплено), то утвержденные документы (Генеральным директором), обязательные к исполнению на ОПО, должны исключать возможность вмешательства администрации ОПО в деятельность АСФ (планирование профилактической работы).
В документе должен быть подробно прописан порядок организации профилактической работы АСФ (отражающей все аспекты деятельности). Поэтому:
Основными формами профилактической работы являются:
- ежесменные профилактические обходы цехов (проводятся личным составом дежурных оперативных отделений, инструкторами профилактики, командирами пунктов);
- целевые проверки (осуществляются инструкторами профилактики, командирами пунктов, командиром газоспасательного формирования и его заместителем);
- комплексные обследования (проводятся командиром газоспасательного формирования и его заместителем).
Профилактическая работа АСФ (порядок функционирования, должностные обязанности, права, гарантии и т.д.) должна строится с учетом потенциальной опасности обслуживаемого объекта и на основе требований Федеральной законодательной базы, подзаконных актов, ГОСТов, СНиПов, нормативно-правовых и нормативно-технических документов РосТехНадзора РФ, ведомственных документов (в обеспечении промышленной безопасности), технологического регламента ОПО и т.д.
Исходя из этого в Типовом Положении о ГСС закреплено, что Инструкторы профилактики обязаны проводить в закрепленных цехах плановые целевые проверки газобезопасности не менее двух раз в месяц. Профилактическая работа проводится по планам, утвержденным руководителем АСФ и согласованным с Техническим руководителем ОПО. План составляется с учетом потенциальной опасности ОНО по принципу необходимой достаточности для недопущения аварии или инцидента.
Типовое положение о ГСС создано на основе действующей Федеральной законодательной базы, подзаконных актов, ГОСТов и СНиПов, с учетом нормативно-правовой и нормативно-технической документации РосТехНадзора РФ, а так же отраслевых документов.
Если порядок создания и функционирования АСФ выполнен правильно, то разрешение возникающих спорных вопросов связанных с проведением профилактической работы отпадает само собой. Взаимодействие АСФ и ОПО строится на исполнении функциональных обязанностей сторон, которые закрепляются договором и наставлением (уставом). Время для проведения профилактической работы инструктором-профилактики АСФ определяется ФЗ-197 (трудовой кодекс) и локальным документом в области трудовых отношений (наставление, устав АСФ).
Какие нормативно-правовые документы существуют для газоспасателей по оказанию или неоказанию ПМП, кроме помощи во время аварии?
Ответственность газоспасателей в случае неоказания ПМП, не связанной с локализацией и ликвидацией аварии.
Мой друг и коллега Игорь Афанасьевич Поливаный очень подробно осветил эту проблему по адресу http://www.rescuer.ru/forums/index.php?showtopic=1549
Привожу Вам выдержку из «Положения об обеспечении питанием спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при несении дежурства» (Опубликовано 1 октября 2008 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2008 г., регистрационный номер 12336). «Режим и планирование питания 3.8. Режим питания спасателей определяет количество приемов пищи в течение суток и соблюдение физиологически правильных промежутков между ними, целесообразное распределение продуктов питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время. 3.9. В зависимости от характера дежурства и выполнения спасателями аварийно-спасательных других неотложных работ может устанавливаться трех- или четырехразовый прием пищи. 3.10. Режим питания определяется руководителем АСФ. При трехразовом питании в обычном режиме деятельности спасателей продукты питания распределяются по энергетической ценности (калорийности): на завтрак - 30-35%, на обед - 40 - 45% и на ужин - 30-20%.»
Спасибо за ответ! Но хотелось бы уточнить. Такой расклад в получении ЛПП определяется и для газоспасателей? Если да, то на каких основываются правовых актах, законах и т.п. И имеет ли "газоспасатель" статус "спасателя", или же это просто рабочая специальность?
Получение ЛПП смотрите в Приложении №1 к постановлению Минтруда РФ от 31 марта 2003 г. №14 "Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда" (с изменениями от 11 сентября 2003 г.)
п/п 2588 - Газоспасатель, занятый дежурством на производственных участках - Рационы, перечисленные в перечне, в зависимости от химических веществ.
Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" №151-ФЗ гласит:
Статья 1:
«Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью».
Статья 23:
«Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ».
Статья 24. Аттестация спасателей
1. Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.
Документальным подтверждением того, что гражданин обладает статусом спасателя, является наличие у него удостоверения и книжки спасателя в соответствии с пунктом 5 «Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. №1479):
«Аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, а спасателям - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.
Указанные свидетельства и удостоверения спасателя действительны на всей территории Российской Федерации».
Скажите если можно, какие документы регламентируют питание спасателей или более подробно расшифровывают пункт 5 статьи 25 Федерального закона 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. « …. спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований».
Мне известно два документа. Это Приказ МЧС РФ от 24 мая 2007 г. №288 "Об утверждении норм обеспечения питанием спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при несении дежурства", и Приказ МЧС РФ от 27 мая 2008 г. №288 "Об организации обеспечения питанием спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при несении дежурства"
Приложение №1 к постановлению Минтруда РФ от 31 марта 2003 г. №14
Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (с изменениями от 11 сентября 2003 г.)
п/п 2588 - Газоспасатель, занятый дежурством на производственных участках - Рационы, перечисленные в перечне, в зависимости от химических веществ.
АСФ порта Приморск в настоящий момент аттестовано комиссией Минтранса по пунктам 1, 2, 8,30а, б, в.
Вопрос 1:
Для оказания услуг по ЛРН (у нас нефтеналивной порт и нефтебаза) нужна ли обязательная аттестация по пп.22, 29? Мы работаем по плану ЛРН, а не по ПЛАСу.
Вопрос 2:
Если нужно, то как быть с численностью персонала? По логике, для работ необходимо одно дежурное звено и резерв, т.е. (4+3) х 4 смены = 28 человек, но у нас в АСФ 120 человек, обученных по специальности "спасатель" (спасатели и экипажи спецсудов). Разлив нефти - масштабное ЧС и без такого количества людей не обойтись. Как быть с требованием о 75% аттестованных, всех доучивать и укомплектовывать оборудованием? Создавать другое АСФ?
Спасибо.
В связи с выходом Постановления Правительства №1091 от 22 декабря 2011 года «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» произошли значительные изменения в процедуре аттестации. Теперь аттестация АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, будет проходить только на те виды аварийно-спасательных работ, которые установлены ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:
«К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации».
Прежнего перечня видов АСР (с пунктами от 1 до 43) больше не существует. Соответственно такого вида аварийно-спасательных работ, как локализация и ликвидация аварийных розливов нефти и нефтепродуктов в чистом виде нет. Наиболее близким видом работ по ЛАРН являются газоспасательные работы.
Аттестуемым подразделениям сейчас делают запись в Свидетельстве такого вида:
Газоспасательные работы (в части локализации и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов).
Аварийно-спасательные работы в акватории морей находятся в юрисдикции аттестационной комиссии Минтранса. В аттестационных комиссиях Минэнерго и Минпромторга подразделения ЛРН проходят обязательную подготовку и аттестацию на право ведения газоспасательных работ, поскольку возникновение непригодной для дыхания атмосферы в месте работ исключить нельзя.
С уважением Андрианов С.Н.
Наша организация не выпускает дымогенераторы, поэтому ваш вопрос уместнее задать производителям этой продукции. По нашему мнению, вам может подойти следующее оборудование:
Генератор дыма Martin Pro Magnum 1500
Это компактный генератор средней мощности, выполненный в небольшом компактном корпусе и мощный прибор с угольно-алюминиевым нагревателем. Генератором дыма можно управлять с помощью прилагаемого пульта ДУ. Кроме того, к прибору можно подключить специализированный модуль (опционально) для управления через DMX-протокол. Проводной пульт дистанционного управления (5 метров) дает возможность регулировать уровень выходного потока дыма, плюс функция таймера.
Технические характеристики:
- Теплообменное устройство: 1200 Вт
- Время разогрева: 8 минут
- Защита от перегрева: устройство прямой тепловой защиты
- Производительность: 550 кубических метров в минуту
- Ручной аналоговый автоматический таймер
- Разъем пульта ДУ: RJ-45
- Аналоговая цепь: RJ-45
- Потребляемая мощность: 5,3 A / 220В
- Размеры: (Д x Ш x В): 445 x 305 x 145 мм
- Масса: 10 кг
- Емкость для жидкости: контейнер на 2,3 литра
- Расход жидкости: 75 мл/мин
- Аксессуары - DMX – интерфейс
Генератор дыма Martin Pro Magnum 1800
Мощный универсальный генератор дыма для профессионального использования.
Характеристики генератора дыма Martin Magnum 1800:
- Длительная работа при низком уровне выхода
- Выход дыма 580 куб.м в минуту
- Нагревательный элемент мощностью 1150 Вт
- Время нагрева до рабочей температуры 9 мин
- Набор для подвеса и установки генератора
- Максимальный объем емкости для жидкости – 3,8 л
- Возможность использования разных жидкостей для различных задач
- Компактный и современный дизайн
- Управление по DMX – протоколу
- Внутренний отсек для ПДУ
- ПДУ с автоматическим таймером, регулятором интенсивности выхода дыма
Генератор дыма Martin Pro Magnum 2000
Magnum Pro 2000 является высококачественной дымовой машиной, основанной на работе микроконтроллера, которая обладает следующими техническими характеристиками:
- Специально разработанный нагревательный элемент для продолжительной и бесперебойной работы
- Насос высокого давления
- Переменный выходной поток дыма
- Блок пульта дистанционного управления с автоматическим таймером и функцией памяти
- Входной сигнал управления 0-10 V
- Выходной разъём Slave для управления несколькими приборами с одного пульта управления
- Внутренняя ёмкость на 9,5 литров
- Электронная и механическая защита от перегрева с функцией перезагрузки
- Монтажная скоба и ручки для переноски
- Нетоксичная дымовая жидкость
- Высокая производительность обеспечивает мгновенное создание облака плотного дыма. Magnum 2000 идеален для клубов любого размера, а также театров, телестудий и DJ. Большая емкость встроенного 9,5-литрового бака снижает потребность в дозаправке в процессе представления. Magnum 2000 имеет одну исключительную особенность, которая отличает его от других генераторов дыма, - полностью регулируемая интенсивность дыма и регулировка давления.
- Нагрев 1600 Вт
- Время нагрева: 8 мин
- Защита от перегрева: электромеханическая
- Производительность 700 куб.м/мин
- Работа: непрерывная (при пониженном выходе)
- Управление ДУ: программирование и ручное управление
- Порт: 3 pin XLR возможность подключения интерфейса DMX для управления с консоли
- Жидкость Емкость: 9.5 л канистра
- Потребление жидкости: 95 мл/мин
- Габариты генератора дыма
- Размер: 695 x 356 x 325 мм
- Вес 13 кг
- Питание
- Энергопотребление: 7.5 A, 220 В
- Аксессуары Интерфейс DMX
Involight FM3000 DMX генератор дыма 3000 Вт
Мощный генератор дыма (дым-машина) Involight FM3000 DMX
- Управление от радио Д/У-пульта DMX512, встроенного в корпус выносного DMX-контроллера
- выброс дыма: 20м
- бак для жидкости: 10л
- объём выброса: 1133 кубометров/мин
- время нагрева: 12мин
- мощность: 3000 Вт
- Описание
- Управление от радио Д/У-пульта, DMX512, встроенного в корпус выносного DMX-контроллера (5-ти PIN XLR-XLR - кабель в комплект не входит)
- Мощность нагревательного элемента: 3000 Вт
- Выброс дыма: 20 м
- Объём выброса: 1133 кубометров/мин
- Бак для жидкости: 10 л
- Время нагрева: 12 минут
- Питание: 230 В
- Потребляемая мощность: 3300 Вт
- Применяемая жидкость: Involight FW905, GMC - E,C,EC
- Габариты: 720х310х180 мм
- Вес: 13 кг
По нашему мнению, решение данного вопроса должно быть переведено в правовую плоскость.
Так, согласно пункту 4 статьи 25 №151-ФЗ:
«Спасатели…имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.»
В сложившейся ситуации целесообразно обратиться к вашему руководителю письменно и попросить мотивировать его отказ также письменно. Это может помочь в отстаивании своей позиции при периодической аттестации или при обращении в вышестоящие органы (МАК, МЧС, суд и т.д.).
Согласно ст. 249 ТК РФ работник в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Для того чтобы работодатель мог рассчитывать на возмещение понесенных расходов, необходимо:
а) заключить договор с работником, направленным на учебу в целях профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации (ст. ст. 196, 197 ТК РФ);
б) внести в договор условие об обязанности работника возместить работодателю понесенные им расходы в случае расторжения трудового договора ранее установленного срока. При отсутствии в договоре такого условия работодатель не имеет права производить данный вид удержания.
Условие, согласно которому работник обязан пройти обучение за счет средств работодателя и отработать по окончании учебы установленный срок, может быть внесено в трудовой договор как в момент его заключения, так и позднее (при возникновении соответствующих обстоятельств) путем подписания дополнительного соглашения. При этом речь не идет о заключении срочного трудового договора или об изменении срока его действия: условие о необходимости отработать установленный срок вносится в договор, заключенный бессрочно. На практике период обязательной отработки обычно составляет два-три года.
Работник должен возместить понесенные работодателем расходы только в том случае, если трудовой договор расторгается без уважительных причин. Поскольку ТК РФ не делит причины расторжения трудового договора на уважительные и неуважительные, в трудовом договоре целесообразно указать, в каких именно случаях работник может быть освобожден от возмещения работодателю уплаченных за период обучения сумм.