Очередная интересная статья от наших партнеров с пожарного сайта "5 номер".
Что должен делать пожарный, оставшийся один в непригодной для дыхания среде? Как правильно передать информацию о том, что наступила аварийная ситуация, кто-то из участников тушения пожара попал в «неприятности», и его жизни угрожает опасность?
В первую очередь стоит незамедлительно подать сигнал бедствия, и этому будет посвящён данный материал.
Безусловно, самым известным сигналом бедствия является международный сигнал бедствия SOS, используемый в радиотелефонной связи с использованием азбуки Морзе.
Но современная пожарная охрана не стоит на месте, и в вопросах передачи информации мы давно ушли от «морзянки» и перешли на повсеместное использование голосовой радиосвязи. И, в отличие от коротких точек и длинных тире, в голосовой связи используется другой международный сигнал бедствия – Mayday.
Mayday в качестве сигнала бедствия утверждён Регламентом радиосвязи Международного союза радиосвязи.
В российской пожарно-спасательной службе Mayday, как сигнал бедствия, определен разделом №5 «Руководства по радиосвязи…» (утвержденного Приказом МЧС России №375 от 23.06.2006 года).
Сигнал передаётся три раза подряд: «Mayday, Mayday, Mayday» для исключения возможности перепутать его с какой-нибудь похоже звучащей фразой, а также для того, чтобы легче было отличить сам сигнал бедствия от последующих сообщениях о ранее поданном сигнале бедствия.
Наглядным примером подачи сигнала бедствия является запись радиопереговоров во время трагических событий, произошедших 06.12.2006 г. в г. Нью-Йорк – того самого «Чёрного воскресенья», перевод технического отчёта о котором мы уже публиковали ранее:
Читатель может спросить: так в каких же случаях следует звать на помощь? Основанием для подачи сигнала бедствия могут считаться следующие аварийные ситуации с газодымозащитником, звеном ГДЗС, любым другим участником тушения пожара или ликвидации последствий ЧС:
- заблудился или дезориентировался в непригодной для дыхания среде;
- произошло разделение звена ГДЗС и первоначальная попытка восстановить его целостность не увенчалась успехом;
- падение в прогар, попадание в ловушку;
- заканчивается запас воздуха/кислорода;
- обрушение строительных конструкций;
- запутывание в проволоке;
- резкое осложнение обстановки на месте пожара (распространение огня, значительное/резкое повышение температуры);
- паническая реакция у одного из членов звена;
- потеря элементов экипировки (каска, средства защиты рук или ног);
- медицинские показатели (ухудшение или резкое ухудшение самочувствия, либо травма).
- звено ГДЗС не выходит на связь в течение 3-х минут;
- доклад постового на посту безопасности о не выходе на связь звена ГДЗС в течение 3-х минут.
Важно! Сигнал Mayday может подать любой участник тушения пожара и без разницы, кем он трудится – оперативным дежурным, пожарным или водителем. Сигнал бедствия равен для всех!!!
Стоит помнить, что в случае панической реакции участники тушения пожара могут забыть передать в радиоэфир саму фразу «Mayday», и сигнал бедствия будет подан криками о помощи.
Получение информации о том, что кто-то из участников тушения пожара оказался в ситуации, угрожающей жизни, является аналогом непосредственно наблюдаемого бедствия, после которого начинается операция спасения.
Участники тушения пожара, попавшие в сложную ситуацию, должны передать сигнал бедствия Mayday в тот момент, когда они только подумают, что попали в ситуацию угрожающую их жизни.
На самом деле пожарным и спасателям, проработавшим достаточное количество времени, чтобы считать самих себя профессионалами, очень сложно признаться в первую очередь самим себе, что они «вляпались» в неприятную ситуацию.
И с этим сталкивается пожарная охрана практически всех стран, в которых существует правила подачи сигнала бедствия. Если посмотреть на причины страха позвать на помощь, то они одни и те же:
- ожидание наказания за подачу сигнала бедствия;
- насмешки со стороны личного состава или руководства;
- гордость;
- мнимая способность действовать самостоятельно, недооценка собственных сил («Я смогу выбраться сам»);
- отрицание, что беда может случится именно с ним («Со мной такого никогда не случится», «Это случается только с менее опытными»).
Все указанные выше причины одинаково опасны и могут привести к гибели.
Следует помнить, что с самой передачей сигнала бедствия Mayday тоже могут возникнуть проблемы. Обычно это происходит, когда аварийное звено или пожарный:
- говорят слишком громко и много (начинают кричать в радиостанцию) или передают информацию очень быстро;
- из-за панорамной маски СИЗОД голос становится тихим и неразборчивым;
- не следят за радиоэфиром, не отвечают на запросы;
- пытаются перебить трафик переговоров, в результате чего сигнал бедствия не слышен на общем фоне загруженного радиоэфира;
- неисправна радиостанция (разряжены аккумуляторные батареи или переключена частота, на которой работают другие участники тушения пожара).
Вместе с этим возможны проблемы и с принятием сигнала бедствия – невнимательность всех участников тушения пожара (в том числе постовых на постах безопасности), которые не слышат сигнал бедствия, или банальный страх «услышать первым» (сделаю вид, что не слышал, может быть, кто-то ещё примет вместо меня решение).
В российской пожарной охране у самого термина Mayday существует множество противников. В основном это происходит из-за того, что это слово иностранного происхождения и якобы не может быть использовано российскими пожарными. Все попытки придумать, заменить или найти русскоязычные аналоги, в полной мере описывающие аварийную ситуацию, привели к одному известному слову, относящемуся к обсценнной лексике.
Естественно, закрепить использование такой «альтернативы» в нормативной базе не получится.
Основные правила подачи сигнала бедствия Mayday:
- никогда не бойтесь передать сигнал бедствия!
- лучше позвать на помощь в тот момент, когда это необходимо, чем вообще не позвать!!!
- ничто не может являться препятствием для использования радиостанций в случае необходимости подачи сигнала бедствия, привлечения внимания, сообщения о своем местоположении и получения помощи;
- сигналы бедствия должны передаваться на рабочих частотах, однако можно использовать и любые другие доступные частоты, на которых можно привлечь к себе внимание;
- вызов в случае бедствия должен пользоваться абсолютным приоритетом перед всеми другими сообщениями. Все слышащие его радиостанции должны немедленно прекратить любую передачу, которая может причинить помеху аварийному радиообмену, а также продолжать слушать на частоте, использованной для передачи вызова при бедствии.
Сайт "5 номер"
Рисунки любезно предоставлены Полом Комбсом ( http://www.artstudioseven.com )